- Фестиваль 2022
- Фестиваль 2021
- Фестиваль 2020
- Фестиваль 2019
- Фестиваль 2018
- Фестиваль 2017
- Фестиваль 2016
- Фестиваль 2015
- Фестиваль 2014
- Фестиваль 2013
- Фестиваль 2012
- Фестиваль 2011
- Фестиваль 2010
- Фестиваль 2009
Андрей Решетин
Феликс Равдоникас
11 августа умер Феликсон, Феликс Равдоникас, человек, с которого в России началось историческое исполнительство, early music. Это он сделал первые аутентичные инструменты, переводы старинных трактатов, заинтересовал первых музыкантов. На его инструментах играют по всему миру, европейские и американские музеи включили их в свои коллекции.
Он родился 22 февраля 1937 года. Его отец, Владислав Равдоникас, — знаменитый археолог. Мама, Людмила Иванова, — художница, ученица Филонова. Феликсон закончил Мухинское училище. Дипломной работой был сделанный собственными руками орган. Занимался ковкой (от кованой скульптуры до органных труб), книжной графикой, математикой, генетикой, расшифровкой наскальной письменности, реставрацией редких музыкальных инструментов, придумывал свои, играл на флейте, снимался в кино, занимался велоспортом и скалолазанием, обладал удивительным литературным даром. Это неполный перечень сфер деятельности, где он оставил свой неповторимый след. Последние два десятилетия Феликс посвятил работе, которую считал главным делом своей жизни. Отправной точкой стали идеи Пифагора, осмыслившего гармонию сфер, музыку, как науку о времени, в противоположность геометрии Эвклида — науки о пространстве. Результатом работы Феликса Равдоникаса стали его статьи и книги. Важнейшая из них — «Музыкальный синтаксис» (издание Earlymusic 2007). Итоговая, завершающая теорию автора, — «Хронологические этюды» — вышла за две недели до его смерти. Издавать работы Феликса Равдоникаса для фестиваля Earlymusic было величайшей честью.
Книги Феликсона читаются трудно, умом он прошел там, где до него человек еще не бывал. Его тексты требуют особого навыка чтения: к ним надо возвращаться, отвоевывая у непонятного доступные толики смысла. Понятое поражает глубиной и красотой изложения. Одно из следствий теории Феликса Равдоникаса — возвращение музыковедению статуса точных наук.
Феликсон всегда обгонял время, поэтому всегда ему приходилось биться за понятую им истину, без расчета на сочуствие адекватной аудитории. В память о нем мы публикуем одну из его инструментоведческих работ, написанную для журнала «Нева» в 1982 году, с той перепиской, которая сопутствовала ее невыходу. Сегодня уже есть читатели, способные оценить позицию автора. Им же предлагаем найти на сайте фестиваля статью Феликса с результатами его научного исследования «Музыкальный автомат из бюро Рёнтгена в Эрмитаже». Читая эти статьи сегодня, невозможно представить, что в начале 80-х в нашей стране был специалист, способный провести подобную работу. Невозможно поверить, что он возник в полном вакууме, не выезжая за границу, и не пользуясь интернетом. Один, он определял самую передовую культурную границу возможностей страны в той сфере, которой у нас просто не существовало.
Феликсон — великий мыслитель, Мастер, у которого руки по локоть из чистого золота. В последний период своей жизни он противопоставил подлости наших дней тихую силу своего духа. Не находил нужным искать себе места в новом мире, так вынося ему суд. Нищету, одиночество, болезни сносил без ропота, смиренно, не жалуясь редким гостям. Одаривал их блестящей беседой, исполненной юмора и ума.
Феликсоном звали Феликса близкие друзья. Подобные, очень индивидуальные имена, были приняты в том особенном петербургском культурном слое, к которому он принадлежал. Этим же именем назывался и один из придуманных им инструментов.
Местом упокоения Феликса Владиславовича Равдоникаса выбрано кладбище в Комарово, рядом с его отцом, вблизи от могилы Анны Ахматовой.