Международный фестиваль Earlymusic

EARLYMUSIC представляет музыку барокко, ренессанса, средневековья и классицизма в ее аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России c европейскими истоками. Фестиваль возрождает придворную музыку XVIII века и музыку русской усадьбы, представляет музыкальные традиции народов России, связывает Европу с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

Earlymusic был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным. Фестиваль проходит ежегодно в сентябре в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.

Фестиваль EARLYMUSIC поддерживается Министерством Культуры России и Комитетом по культуре Санкт-Петербурга. Постоянными партнерами нашего фестиваля являются зарубежные консульства и культурные институты Санкт-Петербурга. 

Искренне благодарим спонсоров, партнеров и друзей за поддержку, сотрудничество и помощь!

Феликс Равдоникас

Музыкальный автомат из бюро Рëнтгена в Эрмитаже

Адаптация отчета о реставрации 1980 г. Из книги «Пространственные символы музыки», 1997

Музыкальный автомат из бюро Рëнтгена в Эрмитаже

В ходе подготовки эрмитажной выставки мебели Давида Рëнтгена мне предложили заняться реставрацией музыкального автомата, входящего в число прочих механических устройств бюро из Белого зала. Последнее поступило в Зимний дворец в 1785 г. Автомат изготовил соавтор Рëнтгена, Петер Кинцинг (1745–1816) — часовщик из Нёйвида на Рейне, прославившийся множеством искусных изделий, едва ли не самым знаменитым из которых является т. наз. Joueuse de timpanon — механическая дама, играющая виртуозные пьесы на ударном псалтериуме и хранящаяся ныне в парижском Музее Искусств и Ремесел.

Доставленный 23.09.80 г. в мою мастерскую автомат состоит из органа с 19 трубами, имитирующего игру флейт, и 27-струнного псалтериума. Этот непременный инструмент автоматов Кинцинга часто называют по имитируемому эффекту арфой, или клавесином. Но, обладая существенными признаками популярного в эпоху Кинцинга панталона, он относится к ударным псалтериумам (индекс 316.2.4. по сист. Горнбостля–Закса). Поэтому цитированные названия столь же наивны, как название «флейта» для органа, пусть даже диспонированного флейтовым регистром.

Ниже приведены мензурные данные псалтериума. Струны (стальные, без навивки) нумеруются от баса. Столбцы L, D указывают (в мм)длины и диаметры, столбец F — частоты (в герцах) тонов, издававшихся струнами до начала работ (данные в скобках объясняются в дальнейшем).