Международный фестиваль Earlymusic

EARLYMUSIC представляет музыку барокко, ренессанса, средневековья и классицизма в ее аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России c европейскими истоками. Фестиваль возрождает придворную музыку XVIII века и музыку русской усадьбы, представляет музыкальные традиции народов России, связывает Европу с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

Earlymusic был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным. Фестиваль проходит ежегодно в сентябре в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.

Фестиваль EARLYMUSIC поддерживается Министерством Культуры России и Комитетом по культуре Санкт-Петербурга. Постоянными партнерами нашего фестиваля являются зарубежные консульства и культурные институты Санкт-Петербурга. 

Искренне благодарим спонсоров, партнеров и друзей за поддержку, сотрудничество и помощь!

Опера Франческо Арайя и Александра Сумарокова «Цефал и Прокрис»

3 декабря в 19.00 в Российском институте истории искусств будет представлена опера Франческо Арайя и Александра Сумарокова «Цефал и Прокрис». Художественный руководитель постановки Андрей Решетин, постановщик Данила Ведерников, хореограф Клаус Абромайт, костюмы Ларисы Погорецкой.

Билеты можно приобрести на сайте radario.ru/events/211291

Павел Сербин

Потемкинские вечера

«АРТ-ассамблеи» представляют

Фото Алексея Пахомова

Павел Сербин

Московские тайники, или музыкальные сочинения виолончелиста Шереметьевской капеллы Иоганна Фациуса

300-летию усадьбы Шереметевых на Фонтанке посвящается

Имя немецкого виолончелиста и композитора Иоганна Генриха Фациуса (ок. 1760 — после 1806) до недавнего времени было известно лишь узкому кругу исследователей русской музыки XVIII века, между тем как эта фигура — одна из невидимых доминант русского музыкального классицизма. Увы, эпитет «невидимая» — результат забвения творческого наследия композитора и пренебрежительного отношения к наследию русского музыкального XVIII века вообще, столь популярного во второй половине XIX века и, частично, в советское время. Фациус — современник Моцарта и Гайдна, Бортнянского и Фомина; блеск его исполнительской карьеры пришелся на конец 1770–1780-х годов. Его вклад в искусство композиции — дань последней декаде XVIII века и самому началу века XIX. Виолончельное искусство в России конца XVIII — начала XIX века ни в коем случае не отставало от Европы. С одной стороны, виолончель была популярна среди русской аристократии: то стояла в углу величественных покоев, то звучала в великолепной акустике залов того времени — в руках Шереметева, Зубова, Голицына… С другой стороны, за вторую половину века многие талантливые крепостные музыканты стали профессиональными виолончелистами, блиставшими в «сложнейших солах» на сценах Москвы и Петербурга, Могилева и Киева. И тем и другим были нужны опытные наставники, профессиональные образцы искусной игры, «поставщики» все новых и новых пьес для услады взыскательных слушателей…

 

   

Фациус — Соната для виолончели и баса ля минор (1802)

Вариации на тему французской песни "Я потерял свою возлюбленную" из сонаты ля минор (1802)

   

 

 

Такими наставниками становились иностранцы, приезжавшие в Россию кто за длинным рублем, кто за новыми впечатлениями и сменой жизненной обстановки. Среди крупных виолончелистов того времени назовем француза Гуса-Дефоржа, который с 1800 по 1812 год жил в Санкт-Петербурге, и Иоганна Генриха Фациуса, обосновавшегося в Москве с 1782 года. Почему именно эти два имени? Да, было немало гастролеров, дававших концерты и уроки, но именно эти двое сочиняли и публиковали свою виолончельную музыку в России. Для Гуса-Дефоржа основной обязанностью было капельмейстерство во французской оперной труппе; для Фациуса сочинение виолончельной музыки в России было делом всей жизни. Среди дошедшей до нас российской виолончельной музыки этого времени лишь несколько имен. Наряду с Гусом-Дефоржем и Фациусом это Карл Гек, Иван Прач, Антон Эберль. Первые сочинения русского композитора Александра Рукина, равно как и музыка виолончелистов семейства Керцелли, пока не разысканы.

Появившись в России в 1778 году, Фациус быстро завоевал сердца московских любителей музыки, а с 1780 года получил место виолончелиста и капельмейстера в знаменитой капелле графа Н. П. Шереметева. Обязанности его были крайне разнообразны: занятия с крепостными музыкантами, «прохождение партий» (т. е. разучивание партий симфоний, опер и балетов), подготовка оперных представлений, игра в оркестре на виолончели и скрипке (sic!), дирижирование оркестром, некоторые административные обязанности. И все это на фоне крупных концертных выступлений в старой столице со сложнейшими «солами» и концертами собственного сочинения вплоть до середины 1790-х годов. Тесная дружба и творческий контакт связывали Фациуса с ведущим скрипачом шереметевской капеллы — Константином Фейером. Среди сочинений Фейера мы можем найти опубликованный в Москве дуэт для скрипки и виолончели, посвященный «a son ami Facius». Судя по сохранившимся письмам Фациуса к Шереметеву, какая-то болезнь помешала музыканту продолжать карьеру исполнителя. Но не помешала пристальнее обратиться к сочинению новой музыки. Пьесы Фациуса в основном издавались заграницей у ведущих издателей Европы — Артарии, Плейеля, Клементи, Каппи. С

1797 года, в связи с переездом Капеллы в Санкт-Петербург, Фациус некоторое время работает в Северной столице, но увы! Смерть возлюбленной Н. П. Шереметева — знаменитой крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой прерывает оперно-музыкальные увеселения графа, капелла фактически распускается, Фациус ищет новое место для применения своих способностей. Некоторое время он живет у В. А. Всеволожского в качестве наставника его сыновей, но после 1806 года его следы теряются…

В программу концерта вошли сочинения, характеризующие московский период творчества Фациуса. Премьерой сегодняшнего вечера станет струнное Трио Ми- бемоль мажор — одно из трех струнных трио, опубликованных в Москве в 1800 году. Отметим, что на сегодняшний день это единственное сохранившееся российское издание музыки композитора. Трио долгое время считались утерянными, так как в российских архивах хранились лишь партии скрипки. В середине 2000-х комплектный экземпляр был выявлен в Санкт-Петербургской консерватории. Особенность этого произведения — три виртуозные, равноправные партии.

«Моцартовское» allegro первой части сменяется томной минорной сицилианой, а в финальном рондо буйствует рефрен в русском духе.

Виолончельные сочинения Фациуса — концерты, дуэты и сонаты. Были изданы три виолончельных концерта (два из них с посвящением Н. П. Шереметеву), три дуэта для двух виолончелей и шесть сонат для виолончели и баса. В программу концерта вошел Дуэт для двух виолончелей ре-мажор — виртуозное произведение с мастерским владением классическими формами и удивительной фактурой, где два инструмента иногда подражают звучанию целого квартета. Прозвучит также фрагмент из другого дуэта ор. 1 — вариации на тему Романса Нины из оперы Далейрака

«Нина, или Безумная от любви» (1786). Эта опера исполнялась в оперном театре Шереметева, т. е. сочинение на тему знаменитого «Романса Нины» — дань излюбленному номеру оперы. (На тему «Романса Нины» в России появились вариации Д. Шпревитца для октета и А. Ф. Тица для двух скрипок)

Сонаты Фациуса — среди последних сонат XVIII века для виолончели с сопровождением баса, т. е. второй виолончели. Ля-минорная соната — наиболее проникновенная, соединяющая в себе элегантность гайдновких симфоний (вступительное Grave), порывы в духе «бури и натиска» и quasi-русские темы (Allegro первой части) и удивительные меланхолические вариации в финале. Любопытно, что темой для вариаций Фациус избрал ту же самую французскую песню, что и Моцарт в вариациях для фортепиано со скрипкой К. 360 (1781). Вариации на тему русской песни «Как быстрый вихрь промчались» появлялись в начале XIX века из-под пера Ф. Риса (фортепиано), О. Франкомма (виолончели и квартет). Не исключено, что сам материал песни ими был почерпнут из сонаты Фациуса, к которой эти вариации служат финалом. Эта пьеса удивительно близка к лучшим вариационным циклам Ивана Хандошкина, чья музыка была несомненно Фациусу известна и соединяет в себе задушевность и простоту с неистовством и изысканными хроматизмами.

Солисты оркестра Pratum Integrum:

Павел Сербин — виолончель

Александр Гулин — виолончель

Сергей Фильчеко — скрипка

Сергей Тищенко — альт