«"/

Международный фестиваль Earlymusic

Мы ломаем стереотипы, открываем неведомое, формируем вкус!

 

 ÖЛИМЬЮЗИК изучает и представляет российской публике музыку, танец, театр, поэзию барокко и ренессанса в их аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России и Европы;

возрождает русскую придворную культуру XVII-XVIII вв. и мир русской усадьбы;

представляет музыкальные традиции народов России;

знакомит публику с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

 

Исследовательские и образовательные программы Фестиваля, которые длятся в течение всего года, объединены под именем Old AXL Academia Earlymusic.

 

Фестиваль проходит ежегодно осенью в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.

ÖЛИМЬЮЗИК был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным.

 

Искренне благодарим спонсоров, партнеров и друзей за поддержку, сотрудничество и помощь!

Андрей Пенюгин

Итальянцы в России

Потемкинский альманах

Фото Алексея Пахомова

Гравюра из первого издания скрипичных сонат Далольо (1738)

Царствование Анны Иоанновны стало началом золотого века русской музыки или, как его часто называют, «засилья итальянщины». Европейские композиторы, прежде известные в России лишь своими сочинениями, стали приезжать на службу к русской императрице с самого начала ее правления. Для многих из них северная terra incognita стала второй родиной. Доменико Далольо, например, был настолько сильно привязан к Российской империи, что при попытке выехать за ее пределы на заслуженный отдых, скоропостижно умер в Нарве.

В те времена понятия «музыкант» и «итальянец» были почти синонимами (даже Казанова при крайней нужде не гнушался поработать в оркестре), поэтому появление именно итальянских музыкантов и актеров было совершенно естественным, да и стены, в которых они должны были зазвучать, были преимущественно итальянскими. (Не случайно большая часть первых итальянцев, приехавших в Северную Венецию, были венецианцами.) К тому же, тогда было известно, что петь красиво можно только на их языке (с этим, правда, никак не хотели соглашаться упрямые французы, но уроженцы Апеннин и не думали всерьез воспринимать их завывания и крики).

Как и Людовик XIV, Анна Иоанновна не считала заботы о театре и музыке второстепенными, и уже первая годовщина ее коронации была проведена с должными увеселениями. Для этого у саксонского курфюрста Августа Сильного были выписаны комедианты и музыканты. В мае 1731 года в Москве была поставлена опера-буфф «Каландро» с музыкой венецианца Джованни Альберто Ристори, прибывшего в Москву вместе с отцом, Томмазо Ристори, руководившим труппой дель арте. После окончания торжеств композитор вернулся к саксонскому двору, где служил капельмейстером, однако его связь с Россией не прервалась. Здесь остался его отец, а в 1736 году Ристори сочинил праздничную кантату ко дню коронации Анны Иоанновны. Надо сказать, что для сына Августа Сильного, сохранившего за собой польский престол лишь благодаря российской императрице, день этот был действительно знаменателен. Так, в 1738 году в честь этого события была поставлена новая опера Хассе «Аталанта». Другая опера дрезденского капельмейстера, «Милосердие Тита», уже после смерти Анны была выбрана для коронационных торжеств Елизаветы Петровны.

Читать статью на сайте «Потемкинский альманах»

Смотреть видео:

«В волнах барочного сна», фильм Дмитрия Вологдина