Опера
Джованни Паизиелло. «Мнимые философы»
Cанкт-Петербург, Эрмитаж 1779 г. — Cанкт-Петербург, Эрмитажный театр 2003 г.
Утрехтский фестиваль Oude Muziek / Международный фестиваль EARLYMUSIC в Санкт-Петербурге.
Солисты: Елена Горшунова — Клариче, Владимир Тюльпанов — Джулиано, Астрид Вренсен (Astrid Vrensen) — Кассандра, Хууб Клаесенс (Huub Claessens) — Петронио
Оркестр Екатерины Великой, художественный руководитель — Андрей Решетин
- Эдуардо Лопез Банзо — дирижер
- Хавьер Лопес Пиньон — режиссер
- Ян ван ден Бош — продюсер
- Марк де Мони — продюсер
Спонсоры проекта
- Культурный фонд Голландии
- Генеральное Консульство Королевства Нидерланды
- Russisch Cultuur Fonds
- Prins Bernard Cultuur Fonds
- Wilhelmina E.Jansen Fonds
- The Polizzi Charitable Trust
- Спонсор постановки в России: KPMG
Основная часть коллекции Эрмитажа была сформирована Екатериной. Живопись — ключевая, но не единственная часть наследия Императрицы, большое культурное значение имеет ряд музыкальных произведений, созданных для нее и звучавших в Эрмитаже.
«Мнимые философы», написанные в Петербурге в 1779 году, были любимой оперой Екатерины Великой.
«Паизиелло нас вчера угостил, — писала Екатерина барону Фридриху фон Гримму, — комической оперой, написанной за три недели, от которой можно умереть со смеху. Это — «Мнимые философы»; в ней есть ария с кашлем, в которой один актер поет о своей пневмонии, на что другой отвечает ему, что надеется, что то не пришел, crepare in mia casa (чтобы сдохнуть в моем доме)». По приказу Екатерины опера ставилась многократно, и каждый раз Императрица от души смеялась, а на одно из маскарадов подошла к Паизиелло и спела ему одну из арий.
М. Б. Пиотровский, директор Государстевнного Эрмитажа, председатель попечительского совета фестиваля EARLYMUSIC
Ко времени, когда в 1776 Джованни Паизиелло (Giovanni Paisiello, 1740-1816) получил приглашение приехать в Россию в качестве копельмейстера (maestro di capella) Екатерины II, русский двор давно уже привык к итальянской опере как к неотъемлемой части придворных торжеств. Еще в 1735, в правление Анны Иоанновны (1730-1740), здесь обосновалась постоянная итальянская оперная компани, последовательно возглавлявшаяся Франческо Арайя (Araija, 1735-1759), Германом Фридрихом Раупахом (Raupach, 1759-1761), Винченцо Манфредини (Manfredini, 1761-1765), Бальдасаре Галуппи (Galuppi, 1765-1768), Томаззо Траэтта (Traetta, 1768-1775). Независимо от творческого темперамента, все они поставляли ко двору продукцию преимущественно в одном опреном жанре — drama per musica. Контракт Паизиелло предусматривал 3 000 руб. Годового жалованья плюс квартира и экипаж, ему надлежало каждый год поставлять ко двору 2 оперы. Следуя проторенной тропой маэстро начал с серьезных сочинений «Ниттети» (Nitteti, либретто Пьетро Метастазио, 17 января 1777), «Лючинды и Армидоро» («Lucinda ed Armidoro, либретто Марко Кольтеллини, октябрь 1777) и «Ахилла на Скиросе» (Achille in Sciro, либретто Пьетро Метастазио, 26 января 1778), имевших большой успех.
Однако в 1777 императрица распоряжается ангажировать ко двору итальянских певцов, специализирующихся в операх-буффа. Теперь от Паизиелло ждут еще и «веселых драм». Поначалу он отделывается пастиччо, скомбинированным из своей и чужой старой музыки – «Ворчливым грубияном», показанным в июле 1778 года (Lo sposo burlato, либретто Джованни Баттиста Касти (Casti)). Наконец, в январе 1779 года он принимается за свою первую петербургскую drama giocoso. Для своего дебюта Паизиелло выбрал либретто Джованни Бертати (Bertati, 1735-1815) «Визионеры» (I Visioneri, 1772). Бертати большую часть жизни работал в Венеции, развивая традиции драматургии карло Гольдони. Четверо персонажей «Визионеров» — это псевдоученый Петронио, две его дочери – важничающая своей образованностью, не желающая выходить замуж Кассандра и не видящая смысла сидеть за книгами Клариче и возлюбленный Клариче Джулиано. Когда Петронио, не обнаружив в Джулиано, пришедшем просить руки Клариче, сочувствия своим «ученым» занятиям, с негодованием прогоняет его как невежду, тот является в дом под видом «знаменитого илософа» Агратифонтидаса (сцена Петронио и Агратифонтидаса, беседующих на смеси итальянского и искаверканной латыни – одна из самых забавных в либретто). Признав в Агратифонтидасе выдающегося философа, ведь тот понимает язык птиц и знает тайну омоложения, благодаря чему выглядит на двадцать с небольшим в свои девяносто, глупый Петронио становится легкой добычей Джулиано, с помощью нехитрого трюка добивающегося от вздорного старика подписи на барачном контракте.
Вечером 3 февраля 1799 года императрица проследовала в Малый Эрмитаж. Возведенный в 1764-68 с востоной стороны Зимнего Дворца (архитекторы Ж.Б.М. Валлен-Деламот и Ю. Фельтен), он предназначался не только для размещения художественных коллекций. Иногда в одном из залов устанавливалась переносная сцена. На сей раз она предназнаалась для оперы Паизиелло. В спектакле были заняты бас-буфф Бальдассаре Маркетти (Петронио), сопрано Марианна Гвиди (Клариче), сопрано Франческа Паньягнлли (Кассандра) и баритон Луиджи Паньянелли (Джулиано).
Никогда, ни раньше, ни впоследствии, равнодушная к музыке Екатерина II не приходила в такой восторг от оперы. Количесвто упоминаний о ней в письмах императрицы воистину беспрецендентно. Она неоднократно писала в Париж своему постоянному корреспонденту, близкому к кругу просветителей Фердинанду Мельхиору Гримму, о своих впечатлениях. Она не только считала эту оперу шедевром и готова была смотреть ее снова и снова, но и сама распевала некоторые арии. «Когда я выхожу с его представления, голова моя полна музыки и... О, какая удивительная голова этот Паизиелло!» (письмо от 14 июля 1779 года). «Я думаю, что Паизиелло может заставить смеятся, плакать и влагать в душу, ум и сердце все, что ему заблагорассудится, и я думаю, что он волшебниу (письмо от 22 августа 1779 года).
Бартатиевских «Визионеров» Паизиелло первоначально хотел назвать «Мнимыми астрологами» (Gli astrologhi immaginari). Этоназвание значится и на автографе партитуры (Вена, Австрийская национальная библиотека, музыкальное собрание), и на первом издании либретто (Санкт-Петербург, 1779 год). Екатерина, однако, в первом же письме Гримму пишет не об «астрологах», а о «философах». Возможно, не без влияни императрицы предпочитаемый ею вариант названия был повсеместно принят – он фигурирует во всех старых печатных либретто и отзывах прессы и удержался в качестве основного в современной литературе. Так Екатерина приложила руку к своей любимой опере.
Елена Ходорковская