- Фестиваль 2022
- Фестиваль 2021
- Фестиваль 2020
- Фестиваль 2019
- Фестиваль 2018
- Фестиваль 2017
- Фестиваль 2016
- Фестиваль 2015
- Фестиваль 2014
- Фестиваль 2013
- Фестиваль 2012
- Фестиваль 2011
- Фестиваль 2010
- Фестиваль 2009
Алексей Любимов, Ольга Мартынова, Роман Насонов
Друзья-соперники?
Алексей Любимов — профессор кафедры клавишных инструментов факультета исторического и современного исполнительского искусства.
Ольга Мартынова — доцент кафедры клавишных инструментов факультета исторического и современного исполнительского искусства.
Роман Насонов — доцент кафедры истории зарубежной музыки историко-теоретического факультета.
Р. Н. Если попытаться представить себе историю клавиров XVIII века, то возможны два подхода. Первый — традиционный, хотя он может вмещать и все новые исторические факты, которыми мы располагаем. Это путь эволюции от клавесина к современному фортепиано через хаммерклавир (фортепиано XVIII — начала XIX веков). До И. С. Баха включительно старый клавир господствует, поколение сыновей Баха — промежуточная стадия: К. Ф. Э. Бах любил клавикорд, а И. К. Бах пропагандировал в Лондоне фортепиано. А когда во второй половине XVIII века приходят венские классики, хаммерклавир постепенно вытесняет традиционные клавишные инструменты, и наконец, на рубеже XVIII—XIX веков, одерживает победу. Такая вот эволюция: поединок, где «молодой боксер» взял верх над «ветераном». С другой стороны, если посмотреть изнутри XVIII века, картина может быть иной. Для музыкантов, публики и тех любителей, которые составляли основную массу исполнителей на клавире, важно было не осуществление «естественного отбора», а стремление к поиску разнообразных звучаний и их сочетаний. Помимо тех инструментов, о которых мы говорим, существовали стеклянная гармоника, клавиорган, смычковый клавир, гибриды хаммерклавира и клавесина, притом разного рода — где-то на клавесине изображались эффекты фортепиано, где-то на фортепиано были клавесинные регистры. Многообразие ценилось гораздо больше, чем эволюция. Было ли для людей XVIII века значимо противопоставление молоточковых и клавесина? Волновало ли это их вообще?
А. Л. Вы подняли очень правильный вопрос. Поиски максимального разнообразия клавишных инструментов, в том числе в гибридных и собирательных формах, велись для удовольствия любителей искусства и ради написания и исполнения музыки в самых широких контекстах. В этом отношении нам лучше, обращаясь к музыке XVIII века, вовсе не говорить о «соперниках». К слову, еще в XVII веке соперниками считались клавесин и лютня. Победа фортепиано связана с понятием «прогресса», неактуальным для клавирного искусства XVIII века. Сопоставление инструментов, поиск их новых форм — одна из гениальных творческих идей этого времени; как она потом преобразовалась в XIX веке — людям XVIII века не дано было знать вообще. Они просто занимались этим. Инструменты трансформировались, а вместе с ними и музыка. И только со времени Бетховена (и раньше него — Клементи в Лондоне), стало понятно, что молоточковое фортепиано — финалист, и на него надо делать ставку.
О. М. Тогда хаммерклавир начал стремительно расти, утяжеляться, рама появилась, все эти ужасные вещи стали с ним происходить...