- Фестиваль 2022
- Фестиваль 2021
- Фестиваль 2020
- Фестиваль 2019
- Фестиваль 2018
- Фестиваль 2017
- Фестиваль 2016
- Фестиваль 2015
- Фестиваль 2014
- Фестиваль 2013
- Фестиваль 2012
- Фестиваль 2011
- Фестиваль 2010
- Фестиваль 2009
Глеб Фирсов
Аллегория и Некрополь
Тема аллегории представляется абсолютно органичной в контексте размышлений о некрополе как одном из важнейших топосов европейской культуры (основным объектом наших наблюдений станет европейский некрополь Нового времени, преимущественно XVIII — начала XIX вв., с неизбежными экскурсами в античность и Средневековье). На это указывают сами топонимы старинных европейских кладбищ, содержащие в себе явные или скрытые аллюзии на сакральность места, посмертное воздаяние и воскресение (Alyscamps — «Елисейские поля», Campo Santo — «святое поле», Лазаревское кладбище и т. п. ).
Некрополь издревле маркирован как особое пространство, в котором происходит своеобразный диалог между миром мёртвых и миром живых, и одним из ключевых инструментов этого диалога как раз и является язык аллегорий.
Каким бы ни было представление о смерти на разных этапах развития европейской культуры, она всегда остаётся «безвременной» и в этом смысле непредставимой. Осознание факта смерти и его включение в систему культурной памяти лежит на путях идеализации, формы и содержание которой зависят от эпохи, особенностей культуры и целого ряда индивидуальных факторов (среди которых — факты биографии покойного, его собственная посмертная воля и воля заказчиков надгробия, талант его создателя и т. д. ). Аллегорический язык, используемый в некрополе, позволяет наиболее эффективно причастить индивидуальную судьбу универсальным темам скорби, памяти, достоинства личности, посмертного воздаяния, по-разному трактуемых в ту или иную эпоху.