Международный фестиваль Earlymusic

EARLYMUSIC представляет музыку барокко, ренессанса, средневековья и классицизма в ее аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России c европейскими истоками. Фестиваль возрождает придворную музыку XVIII века и музыку русской усадьбы, представляет музыкальные традиции народов России, связывает Европу с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

Earlymusic был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным. Фестиваль проходит ежегодно в сентябре в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.

Фестиваль EARLYMUSIC поддерживается Министерством Культуры России и Комитетом по культуре Санкт-Петербурга. Постоянными партнерами нашего фестиваля являются зарубежные консульства и культурные институты Санкт-Петербурга. 

Искренне благодарим спонсоров, партнеров и друзей за поддержку, сотрудничество и помощь!

Опера Франческо Арайя и Александра Сумарокова «Цефал и Прокрис»

3 декабря в 19.00 в Российском институте истории искусств будет представлена опера Франческо Арайя и Александра Сумарокова «Цефал и Прокрис». Художественный руководитель постановки Андрей Решетин, постановщик Данила Ведерников, хореограф Клаус Абромайт, костюмы Ларисы Погорецкой.

Билеты можно приобрести на сайте radario.ru/events/211291

Фестиваль 2012

Пипа и Гучжэн

Лиу Фанг (Китай)

Метель красит зелень

Красная река

Правитель Чу снимает свои доспехи

Три вариации на тему "Цветок сливы"

Фантазия Гуанлинь

Фото Алексея Пахомова

18 сентября 2012 в Меншиковском дворце состоялось выступление Лиу Фанг, которая известна во всем мире как одна из лучших виртуозов игры на древних китайских инструментах пипе и гучжэн. Она исполнит музыку, возраст которой достигает порой нескольких тысяч лет. Китайская музыкальная культура, важнейшая в истории музыки, до сих пор очень мало известна в России.

Пипа соло

Метель красит зелень (классическая традиция)

Изображение природных сцен или явлений, чтобы описать внутреннее чувство, довольно часто встречается в китайском искусстве. Эта пьеса, дошедшая до нас из очень давних времен, подобно традиционной китайской живописи, рисует снег в вечнозеленых лесах, красивых и суровых. Так как сосна может противостоять сильному холоду, это символ сильной личности.

Чжен Чиньонг (1980) Красная река

Красная река — это название одного из районов в провинции Юньнань, где живут люди народности Юй. Пьеса вдохновлена традиционным танцем Юй, и описывает красивую сцену лунной ночью, когда молодые люди танцуют вокруг костра.

Правитель Чу снимает свои доспехи (классическая традиция)

Этот шедевр для пипы — музыкальное описание трагических исторических событий: поражение правителя Сян Юй, считавшего себя непобедимым. Во время войны, последовавшей за основанием империи Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.), Сян Юй потерпел фатальное поражение. Пипа изображет сцену битвы: шум боя и неописуемое чувство поражения. Исполнение этой пьесы требует виртуозности и целого ряда сложных приемов. Стремительность должна сочетаться с точностью и сдержанностью.

Гучжэн соло

Чжао Дэнгшен. Пение тиема

Пьеса очинена в классическом стиле Гучин, для которого свойственны имитации.

Так, в этой пьесе изображаются китайский храм в горах, четко видный в лунной ночи, и легкий ветерок, колышущий колокольчики тиема.

Лу Венченг (1898-1981). Осенняя луна на тихом озере

Пьеса сочинена на основе народной мелодии из провинции Чжэцзян, однако в традиционном кантонском стиле. Вдохновленная прекрасным озером Сиху (Западное озеро) близ Ханчжоу (столица Чжэцзян), она изображает легкий ветерок, дующий над тихой водной гладью в вечернее время и покачивающий ветви прибрежных деревьев и плавающие в озере цветы лотоса.

Три вариации на тему. Цветок сливы (классическая традиция)

Переложение древней пьесы для инструмента гучин (иногда исполняется с сяо, вертикальной бамбуковой флейтой). Пьеса состоит из трех циклов, описывающих благородство, чистоту и непреклонность цветка сливы, который сопротивляется снегу и морозу.

Фантазия Гуанлинь

Знаменитый древний мотив в стиле Гучин, позже переложенный Ван Чаньюэном для солирующей гучжэн. Оригинальный мотив был сочинен известным ученым и мастером Гучин, Цзи Каном, одним из «семи господ в бамбуковом лесу» в период Вэй (III век). Это произведение связано с историей, произошедшей в эпоху Воюющих царств (около III века до н. э.), об убийстве правителя царства Хан Ниэ Чжэном, мстившим за смерть отца. Вся пьеса наполнена импульсивностью, сопереживанием сцене боя. Согласно истории, композитора, который отказался служить тирану, императору Сима, преследовали и, наконец, убили по его приказу. Цзи Кан исполнил эту мелодию для своих друзей и верных учеников перед тем, как был казнен.

 

Пипа представляет собой четырехструнную лютню с грушевидным телом и короткой, изогнутой шеей, тридцать ладов на которой достигают деки и позволяют играть в широком диапазоне. Пипа упоминается в текстах, начиная со II века до н.э. Она была популярна в эпоху династии Тан (618-907) как инструмент для соло и камерной музыки. Техника игры на пипе характеризуется захватывающей ловкостью пальцев и виртуозностью изобразительных эффектов. Хлопки, пиццикато, флажолеты и шумы часто объединяются в обширную звуковую поэму, описывая известные сражения или другие захватывающие сцены. Инструмент также способен передавать и лирические чувства.

 

Щипковый инструмент гучжэн является частью семейства цитр, и родственен японскому кото, вьетнамскому дан-трану и корейскому каягыму. Это один из самых древних китайских музыкальных инструментов времени династии Цинь (около 220 г. до н.э.). Благодаря своей долгой истории, инструмент, прежде называвшийся чжэн, был назван гучжэн, где «гу» означает «древний». Гучжэн обладает особым деревянным корпусом, вдоль которого, перегибаясь через подвижные подставки, натянуты струны. Исполнитель дергает за струны правой рукой, а левой касается их для получения желаемого тона и создания различных акцентов и выразительных эффектов. Начиная с середины XIX века сольный репертуар Гучжэн растет и развивается в направлении возрастающей технической сложности.