- Фестиваль 2022
- Фестиваль 2021
- Фестиваль 2020
- Фестиваль 2019
- Фестиваль 2018
- Фестиваль 2017
- Фестиваль 2016
- Фестиваль 2015
- Фестиваль 2014
- Фестиваль 2013
- Фестиваль 2012
- Фестиваль 2011
- Фестиваль 2010
- Фестиваль 2009
Фестиваль 2022
Шуты Анны Иоанновны
Комедия дель арте в Санкт-Петербурге
Наши представления о шутах, как правило, ограничиваются картиной Валерия Якоби «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), которая к реальности не имеет никакого отношения. Гораздо лучше можно представить себе место и роль шутов при русском дворе благодаря Трио-сонате Джованни Пиантаниды (ок. 1736, Санкт-Петербург). Понятно, что одним из ее исполнителей был сам автор, скрипач Пиантанида. Но почему Соната не сольная, если у него было стремление показать себя на фоне виртуозов двора Анны Иоанновны? Кем был другой скрипач, исполнявший эту музыку вместе с автором? Если посмотреть на композицию Сонаты, очевидно, что это набор сцен музыкальной комедии дель арте. Тогда компаньоном автора мог быть, конечно, Пьетро Мира, скрипач и шут Анны Иоанновны, известный под именем Адамки Педрилло. Именно он пригласил Пиантаниду в Санкт-Петербург, впрочем, так же, как и капельмейстера Арайю, создавшего русскую оперу, и многих других итальянских музыкантов. Таким образом, Трио-соната Джованни Пиантаниды — это одна их шутих двора Анны Иоанновны, дошедшая до нас.
В нашей интерпретации этой Сонаты континуо исполняет не виолончель, а фагот, конечно, с намеком на известный лубок из коллекции Ровинского «Фарнос Красный Нос».
Интересно и поучительно, что лучшим исследованием, посвященным Пьетро Мира, является статья японского искусствоведа Токуаки Банная! Приводим ее здесь с бесконечной благодарностью японскому автору за интерес и любовь к русской культуре, до сих пор забытой нами!
Смотреть видео:
Джованни Пиантанида. Трио-соната соль мажор / "Солисты Екатерины Великой" , х/р Андрей Решетин | |||