- Фестиваль 2022
- Фестиваль 2021
- Фестиваль 2020
- Фестиваль 2019
- Фестиваль 2018
- Фестиваль 2017
- Фестиваль 2016
- Фестиваль 2015
- Фестиваль 2014
- Фестиваль 2013
- Фестиваль 2012
- Фестиваль 2011
- Фестиваль 2010
- Фестиваль 2009
1 октября, 13.00
Открытие Фестиваля. День рождения Павла I. Фехтование смычком
Гатчинский парк. Мраморная столовая
Фехтование смычком. Часть первая
Дж. Тартини. Соната «Трель дьявола»
И. Хандошкин. Соната для скрипки соло ор. 3 n1 соль минор
Андрей Решетин (скрипка),
Мария Крестинская (скрипка)
Великий итальянский скрипач Джузеппе Тартини так описывал историю возникновения своего легендарного сочинения (со слов французского путешественника Ж. Де Лаланда): «Однажды, ночью, во сне, я заключил пакт с Дьяволом, заложив мою душу. Все пошло как я хотел. Мой новый слуга обещал выполнить все мои желания. Я хотел дать ему скрипку, чтобы посмотреть, сможет ли он сыграть на ней. К моему удивлению и восхищению я услышал сонату, исполненную так необычно и красиво, с таким мастерством и совершенством, каким не слыхивал доселе. Я был так восхищен и изумлен, что проснулся. Я немедленно схватил скрипку, пытаясь сыграть мелодию, которую услышал, но не смог. Впоследствии я написал сонату, которая является лучшей из всего, что я создал. Однако, она не была и близко похожа на то, что я слышал во сне. Это взбесило меня — я разбил скрипку и прекратил писать музыку». Не менее удивительна и история публикации этого сочинения – соната была впервые издана только в 1798 году в «Искусстве скрипичной игры» Ж.-Б. Картье с примечанием о том, что ноты этого редкого произведения принадлежат П. Байо. Император Петр III был большим поклонником искусства Тартини. Современники указывают, что Петр Федорович, будучи замечательным скрипачом, относил себя к школе Тартини и всячески пытался привезти великого итальянца в Россию, чему помешала лишь ранняя гибель императора. Одним из скрипачей-учеников в оркестре Петра III в Ораниенбауме, был Иван Хандошкин. Существует легенда, впрочем, документально не подтвержденная, что он мог учиться у Тартини. Тем не менее, влияние итальянского скрипача на творческий облик Хандошкина очевидно. Так, Вариации на тему русской песни «При долинушке» — это, несомненно, ответ Хандошкина на знаменитое «Искусство смычка» Тартини.