«"/

Международный фестиваль Earlymusic

EARLYMUSIC представляет музыку барокко, ренессанса, средневековья и классицизма в ее аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России c европейскими истоками. Фестиваль возрождает придворную музыку XVIII века и музыку русской усадьбы, представляет музыкальные традиции народов России, связывает Европу с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

Earlymusic был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным. Фестиваль проходит ежегодно в сентябре в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.

Фестиваль EARLYMUSIC поддерживается Министерством Культуры России и Комитетом по культуре Санкт-Петербурга. Постоянными партнерами нашего фестиваля являются зарубежные консульства и культурные институты Санкт-Петербурга. 

Искренне благодарим спонсоров, партнеров и друзей за поддержку, сотрудничество и помощь!

Old AXL академия EARLYMUSIC представляет:

Русская барочная поэзия. Возвращение

Читает и рассказывает Андрей Решетин.

Новые видео Дмитрия Вологдина

Андрей Решетин

Под сенью Баха

Бюст Иоганна Себастьяна Баха работы Левона Лазарева

Фестиваль 2019 года открывается программой «Иоганн Себастьян Бах и его отражения». В этот день на Невском проспекте состоится официальное открытие памятника Иоганну Себастьяну Баху. Перед Петрикирхе его бюст займет место напротив бюста Гете. Как прекрасно! Теперь, гуляя по Невскому, можно встретить Баха! Автор обоих монументов — Левон Лазарев. Работу над гипсовым бюстом Баха скульптор закончил в 2004 году за неделю до смерти.

На уроках музыкальной литературы еще в школе, а затем и в консерватории нас учили, что Бах был забыт, и Мендельсон вернул его. Так ли это? EARLYMUSIC подвергает сомнению самые устоявшиеся взгляды. Точно известно, что в Санкт-Петербурге Бах был почитаем всегда, и не было времени, когда он был забыт.

В XVIII веке в течение 50 лет при русском дворе служил Якоб Штелин. Его «Записки об изящных искусствах в России», в том числе о музыке, балете, театре — величайшая искуствоведческая работа, не имевшая аналогов в XVIII веке. «Записки» писались на немецком. Полный перевод этой работы Константином Владимировичем Малиновским опубликовало в 2015 году издательство «КРИГА». Штелину было поручено Елизаветой воспитание наследника престола, будущего императора Петра III, и его супруги, в дальнейшем императрицы Екатерины II. Для них в Ораниенбауме Штелин создал в Картинном доме библиотеку, картинную галерею, театр. До своего переезда в Санкт-Петербург в 1735 году Штелин был флейтистом в лейпцигском оркестре Баха, был близок с семьей, вхож в дом. На закате жизни, в письмах к сыну Якоб Штелин вспоминает о регулярном совместном музицировании с одним из старших сыновей Баха как о самых счастливых часах своей жизни. Стоит ли удивляться, что в правление и Петра III, и Екатерины II, Баха-отца высоко ценили в Санкт-Петербурге.

В 1795 году петербургский издатель Герстенберг начал выпускать первый в России музыкальный альманах, который назывался «Карманная книга для любителей музыки на 1795 год». Содержание этого первого выпуска приводится по книге Н.М. Лисовского «Музыкальные альманахи XVIII столетия» (Спб, 1882):

Стр. 1—2. — Календарь. Стр. 3—14. — Оглавление. Стр. 15. — I. Историческое описание жизни знаменитейших. музыкантов [Иоанн Себастиан Бах, стр. 1—7; Карл Филип Эмануэль Бах, стр. 7—9; Вольфганг Амадей Моцарт, стр. 10—14; Игнатий Плейель, стр. 14—17; Иосиф Гайдн, стр. 18—21]. Стр. 1—21.— П. Музыкальный словарь, содержащий в себе употребляемые в музыке слова и речения. Стр. 22—45. — III. Музыкальные изобретения [Гармоника, стр. 46—48; Евфон, стр. 48—50]. Стр. 46—50.—IV. Му зыкальные анекдоты [I—IV]. Стр. 51— 55. — V. Музыкальная игра костями или способ сочинять менуэты и трио для клавикордов посредством двух косточек. Стр. 56—57. — Цифирные таблицы для менуэта. Цифирные таблицы для трио. — Музыкальная Таблица для Менуэта. Стр. 1—12.—Музыкальная Таблица для Трио. Стр. 13—20. — VI. Две Российские Песни с вариациями для Пиано-Форте [I. Российская народная Песня с вариациями, для Пиано-Форте (Andante. Var. I-V). Стр. 22 —25. — II. Российская народная Песня с вариациями для Пиано-Форте (Adagio. Var. I-V). Стр. 29 —35]. Стр. 21—35. — VII. Шесть Российских Песен [No 1. «Ты велишь мне равнодушным быть, прекрасная, к тебе». Стр. 37—38. — No 2. «Уже со тьмою нощи простерлась тишина». Стр. 39—40. — No 3. «Куда мне сердце страстно, куда с тобой бежать». Стр. 41. — No 4. «Бывало я с прекрасной подругой вместе жил». Стр. 42.— No 5. «Тобой всечастно мысль питая, твой образ я в груди ношу». Стр. 43. — No 6. «Стонет сизый голубочик, стонет он и день и ночь». Стр. 44]. Стр. 37 —44. (Ноты к этим песням напечатаны на 4 листах in 4° и приложены к соответствующим песням). — Catalogue de Livres de Musique gravés et imprimés chez J. D. Gerstenberg et Comp. Стр. 1—2 ненумер.

Как мы видим, в первом альманахе первой приводится биография Иоганна Себастьяна Баха.

Следующий альманах был последним. Герстенберг несколько изменил его название:

«Карманная книжка для любителей музыки на 1796 год».

Содержание: —Портрет В. А. Моцарта. —Титул.—Предисловие. Герстенберг с товарищи. Стр. 1.—Содержание. Стр. 2.— Календарь. Стр. 3—14. —I. Похождения великих и славных музыкантов [Елисавета Мара, стр. 1—12; Антон Лолли, стр. 12—14; Стеркель, стр. 14—15; Леопольд Коцелух, стр. 15—16; Христоф фон Глук, стр. 16—19]. Стр.1—19. — II. Вступление из краткого показания игры на клавикордах [§§ 1—33]. Стр. 20— 43. — III. О происхождении русских песен. Стр.44—47.—IV. Анекдоты [1—3]. Стр. 48—51. — V. Музыкальная игра косточками или показание к сочинению произвольного числа штук без знания музыки и правил сочинения. Стр. 51—52.— Цифирные таблицы для Менуэта.—IV. Музыкальная Таблица для Игры Костями. Стр. 1—11. — V. Козачок с вариациями для Пиано-форте (Vаr. I—XXI. Thema.). Стр. 12—24. — Российская] песня с вариациями (Andantino, Var. I—VII). Стр. 25—31. — VI. Четыре российские песни, соч. г. Козловским: [No1. «Я тебя мой свет теряю».—No 2. «Чем больше скрыть стараюсь».— No3. «Если б ты была на свете не милее мне всего».—No4. «Прежестокая судьбина разлучает мне с тобой»]. (Ноты и слова к ним напечатаны на 5 листах in 4°).—Роспись музыкальным книгам гравированным и напечатанным у И. Д. Герстенберга. Стр. 1—4.

О популярности Баха в России в первой половине XIX столетия мы можем судить по творчеству князя Владимира Одоевского, написавшего книгу «Себастиян Бах». Домашний орган в доме Одоевского назывался «sebastianon», в честь Баха.

Есть легенда, что еще императрица Анна Иоанновна хотела пригласить Баха в Россию, но после смерти первой жены, Барбары Бах, великий органист перестал гастролировать. Однако связь Баха с русским двором существовала и в то время. Посол императрицы Анны в Дрездене, барон Герман Карл фон Кайзерлинг, собрал в своем доме лучшее музыкальное сообщество в Саксонии. Среди прочего, он оказывал покровительство юному дарованию, сыну данцигского скрипичного и лютневого мастера Иоганна Гольдберга, Иоганну Готлибу. Кайзерлинг разглядел в 10-летнем мальчике талант клавесиниста, перевез его из Данцига в Дрезден и отдал в обучение старшему сыну Баха, Вильгельму Фридеману. Для своего протеже Кайзерлинг заказал, как об этом пишет первый биограф Баха Форкель, «бодрые клавирные пьесы». Результатом стало «Клавирное упражнение...», известное сегодня как «Гольдберг-вариации».

В общепринятом названии нет имени самого заказчика, но есть намек на его щедрость. Русский посол платил золотом. Гольд-берг (гора золота, нем.) — достойное воздаяние чести (слово гонорар происходит от латинского honor — честь, почет) Иоганну Себастьяну Баху за «Клавирное упражнение, представляющее собой арию с различными вариациями для клавичембало с двумя мануалами. Любителям во услаждение души сочинил Иоганн Себастьян Бах, придворный композитор Короля Польского и Курфюрста Саксонского, капельмейстер и директор музыкальных хоров в Лейпциге. Нюрнберг, в издательстве Балтазара Шмида» - таково полное первоначальное название этого сочинения на титуле первого издания.

О воздающих честь. Памятник Баху отлит и поставлен на средства Фонда Делзелла (США). Американский бизнесмен Роберт Делзелл — тонкий ценитель искусства и меценат. Его приверженность красоте и любовь к России воплощаются в поддержке многих российских культурных проектов, которые без его участия были бы невозможны. Памятник Баху — еще один знак этих чувств, оставленный Робертом Делзеллом в Санкт-Петербурге.

Инициатором проекта стала Екатерина Михайловна Сираканян, генеральный директор Фонда развития Государственного Эрмитажа. Воплощение проекта оказалось труднее, чем виделось в начале. Иногда препятствия казались непреодолимыми. Любовь к Баху, к музыке, к Санкт-Петербургу, чувство ответственности за начатое дело, наверное, можно было и не экзаменовать. Но если идея этого памятника родилась из желания воздаяния тому, кто научил понимать и любить Баха, музыку, искусство, Санкт-Петербург, то невозможное случится.

Фестиваль EARLYMUSIC горд своей причастностью к появлению Баха на Невском, благодарен за честь помогать в преодолении трудностей, возникших на пути.