Международный фестиваль Earlymusic

EARLYMUSIC представляет музыку барокко, ренессанса, средневековья и классицизма в ее аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России c европейскими истоками. Фестиваль возрождает придворную музыку XVIII века и музыку русской усадьбы, представляет музыкальные традиции народов России, связывает Европу с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

Earlymusic был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным. Фестиваль проходит ежегодно в сентябре в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.

Фестиваль EARLYMUSIC поддерживается Министерством Культуры России и Комитетом по культуре Санкт-Петербурга. Постоянными партнерами нашего фестиваля являются зарубежные консульства и культурные институты Санкт-Петербурга. 

Искренне благодарим спонсоров, партнеров и друзей за поддержку, сотрудничество и помощь!

Опера Франческо Арайя и Александра Сумарокова «Цефал и Прокрис»

3 декабря в 19.00 в Российском институте истории искусств будет представлена опера Франческо Арайя и Александра Сумарокова «Цефал и Прокрис». Художественный руководитель постановки Андрей Решетин, постановщик Данила Ведерников, хореограф Клаус Абромайт, костюмы Ларисы Погорецкой.

Билеты можно приобрести на сайте radario.ru/events/211291

Андрей Решетин

«Маттезон и химеры»

Фестиваль 2010. Анри Волохонский. «Собор в Шартре»

Химеры сопровождают эту оперу с момента ее написания.

Борис Годунов или Хитроумием обретенный трон — (сочинена в Гамбурге, 1710, поставлена на фестивале Earlymusic, 2007, выходит на DVD, 2010)»

Химеры сопровождают эту оперу с момента ее написания. Одно из лучших творений Маттезона, она так и не была поставлена при его жизни. Перед второй мировой войной ее начали изучать, но во время войны партитура исчезла. Химера забвения старалась. В начале 90-х партитура обнаружилась в Армении и была возвращена по реституции Германии. Но кривляющиеся химеры снова проявили себя, наводя морок озлобленности, глупости, непонимания. Скандал с борьбой за владение авторскими правами на «Бориса» Маттезона вопреки очевидной нелепости привел к наспех сделанному концертному исполнению оперы в Германии и омрачил постановку в стиле a la Russe на Бостонском Earlymusic фестивале в 2005 году.

Когда стало понятно, что уже сделанную бостонскую постановку в России показать не удастся, решили ставить сами. Идея эта исходила от Ирины Дмитриевны Прохоровой, создателя «Нового Литературного Обозрения» — альманаха и издательства. Началась работа, и химеры разгулялись. Это были отборные химеры безумия, лжи, злобы, предательства. Особенно старалась химера, отвечавшая за задержки в финансировании. Но результат стоил противостояния.

Первая российская барочная постановка получилась красивой и интересной. Это был успех! Но не победа. Следующие три года для главных участников постановки прошли в испытаниях зубами и когтями химер, а опера снова оказалась в забвении. Химера жадности старалась: найти деньги на монтаж записи постановки казалось невозможно. Грант Президента России нарушил этот морок. Но проявилась особенная химера, обитающая в недрах отдела Министерства культуры, отвечающего за президентские гранты… Ангелы не видны, а химеры повсюду. Так мог бы сказать и сам царь Борис Годунов, записанный молвой в лютые злодеи, хотя ясно уже, что не убивал он царевича Димитрия (см. книги Руслана Скрынникова).

Преодоление химер подобно возведению храма. Для оперы триста лет ожидания закончились. Химер больше нет. Они исчезли. Опера есть.

Читать статью и смотреть фильм о постановке оперы «Борис Годунов или Хитроумием обретенный трон»