- Фестиваль 2022
- Фестиваль 2021
- Фестиваль 2020
- Фестиваль 2019
- Фестиваль 2018
- Фестиваль 2017
- Фестиваль 2016
- Фестиваль 2015
- Фестиваль 2014
- Фестиваль 2013
- Фестиваль 2012
- Фестиваль 2011
- Фестиваль 2010
- Фестиваль 2009
Григорий Каганов
Вождение к свету
Перед Биржей стоят две ростральные колонны, вводящие тему Соломонова Храма.
Орденский знак Св. Андрея Первозванного с брильянтами. Вторая половина XIX века.
У графа Михаила Виельгорского, петербургского мецената, меломана, старшего современника Пушкина (что еще? еще каббалиста и в то же время картежного приятеля Николая I — совершенно непонятно, как это совмещалось), так вот, в записной книжке графа есть краткая заметка: «Помнить, что Петр посвящен в тамплиеры в Голландии». Почему граф так выделил это обстоятельство, понять нетрудно: в молодости он сам был ревностным масоном и отлично знал, как высоко стояли тамплиерские градусы в иерархии масонских посвящений, как Петр шаг за шагом поднимался вверх по этой иерархии, и как усложнялось для «вольных каменщиков» аллегорическое содержание каждой следующей ступени. Но нам-то сегодня зачем вспоминать о таких неактуальных материях?
Затем, что мы продолжаем жить, ходить, ездить в пространстве тех самых аллегорических конструкций, которые закладывались в телосложение Санкт-Петербурга напротяжении ста с лишним лет, начиная с 1712 года, когда царь и великий князь Московский Петр Алексеевич (титул императора он принял десять лет спустя) решилстроить в дельте Невы столицу своей будущей империи. Мы можем ничего не знатьоб этом аллегорическом подтексте, но сами воздушные формы важнейших городских пространств и каменные формы важнейших зданий несут его в себе и неявно сообщают о нем. Поэтому мы, не сознавая того, идем туда, куда они молчанаправляют нас, и видим то, что они хотят нам показать. Они способны «говоритьнами» гораздо эффективнее, чем мы способны говорить о них. Именно поэтому поговорить о них стоит.
Примерно четверть века назад Юрий Михайлович Денисов, выдающийся исследователь старого Петербурга, ощущавший его почти как собственное тело, первым обратил внимание на то, что в ранней планировке городка на Неве скрыто содержалсятак называемый египетский треугольник. Вершинами его были три объекта, особен-но близкие лично царю Петру – его «хоромцы брусчатыя» на Городовом острове(нынешний Домик на Петровской набережной), Летний дворец в Летнем «Огороде»на Адмиралтейской стороне и «церковь соборная Святых Первоверховных Апостол Петра и Павла» в Санкт-Петербургской крепости. Точнее, речь идет о соборной ко-локольне со шпилем, по настоянию государя построенной раньше остального собора. В 1714 году в день рождения царя здание было торжественно заложено в камне,что не могло обойтись без приличной случаю аллегорической игры вокруг арамейского прозвища Kytha (в греческом переводе Πέτρος), которое носил Шимон, или Симон, главный из учеников Христа. Именно к нему Сын Божий обратился со знаменитыми словами: «Ты Петр, и на камени сем Аз созижду церковь мою» (Матф. 16,18).
В том же году был закончен любимый царем каменный Летний дворец.Египетский треугольник, известный, по меньшей мере, пять тысяч лет, имеет соот-ношение сторон 3:4:5 и поэтому образует строго прямой угол.ii Благодаря такому замечательному свойству, этот треугольник с незапамятных времен постоянно использовался в строительстве (так как позволял с высокой точностью разбивать планызданий на стройплощадках) и наделялся священным смыслом. Поэтому он имелмножество аллегорических истолкований, менявшихся от одной культурной традиции к другой. Скажем, для древних египтян катеты служили аллегориями бога-отца Осириса и богини-матери Исиды, непорочно зачавших бога-сына Гора — его аллего-рией была гипотенуза. Молодого Гора враги впоследствии изуверски убили, но он воскрес и стал небесным спасителем Египта.