- Фестиваль 2022
- Фестиваль 2021
- Фестиваль 2020
- Фестиваль 2019
- Фестиваль 2018
- Фестиваль 2017
- Фестиваль 2016
- Фестиваль 2015
- Фестиваль 2014
- Фестиваль 2013
- Фестиваль 2012
- Фестиваль 2011
- Фестиваль 2010
- Фестиваль 2009
Статьи Феликса Равдоникаса
Тайны гвидоновой руки
Фестиваль 2010
Сольмизационная система бенедиктинского монаха Гвидо Аретинского (995-1050гг.) установила формальный принцип операционально-счислительной нотации 1,обеспечившей тот преимущественный статус, которым традиция европейскойпрофессиональной музыки по сей день наделяется в универсуме общечеловеческихкультурных ценностей.Принцип состоит в том, что каждой линии или шпации нотоносца соответствуетодна и только одна ступень шкалы, причём его рекуррентный (октавный) сегментсоставлен четырьмя линиями и одной шпацией (или четырьмя шпациями и однойлинией). Его повторения дают текст, исчисляющий переходы диатоническихоктахордов друг в друга, т. е. модуляции модусов шкалы церковных ладов (при этомповторения любых других сегментов не всегда обеспечивают повторениеобъемлющих их интервалов, т.е. не образуют текстов, исчисляющих модуляциитрихордных, тетрахордных, гексахордных и т. п. модусов).
Вообще говоря, главное достоинство гвидонова нотоносца состоит в том, чтоединственным денотатом равномерности его структуры является натуральностьступеней. Благодаря этому неопределённость интервального состава шкалы можетбыть раскрыта на нём любой подсистемой системы любых рекуррентных игенеративных параметров (что обеспечивает получение текстов, исчисляющихмодуляции модусов любых других шкал).
Распределение тонов и полутонов на традиционном нотоносце полностью заданогенеративным (квинтовым) параметром пифагоровой системы, причём егоисчисляющая специфичность не может быть изменена каким-либо иным путём,кроме изменения ширины рекуррентного сегмента.