Андрей Решетин
Разговор с друзьями после премьеры
или послание критикам, непросвещенным и нелюбопытным
Девятнадцатый международный фестиваль EARLYMUSIC представил премьеру реконструкции первой русской оперы «Цефал и Прокрис» Франческо Арайи и Александра Сумарокова. Она прошла в Эрмитажном театре 4 октября и была повторена в музее-усадьбе Державина 5 декабря. Возвращение на сцену этой исторической для русской музыки оперы стало результатом многолетней работы, полной удивительных открытий, в сферах новых для отечественной культуры. Музыкальные критики в своих рецензиях, как сочувствующих, так и злых, поставили ряд вопросов, которые мне, как художественному руководителю постановки, кажется необходимым прояснить, ответить тем, кто отважно взялся объяснить широкой публике новое и непонятное для них самих явление. Развернутая статья, получившаяся из ответов и комментариев, подводит итог большому периоду моей жизни, проникнутому стремлением вернуть и эту оперу, и славное имя одного из ее создателей - Франческо Арайи.
Такой разговор может быть интересен в первую очередь тем нашим слушателям, для кого, по их словам, опера «Цефал и Прокрис» стала откровением, изменившим взгляд на нашу историю, на царицу Елизавету Петровну. Он также адресован всем участникам постановки. Конечно, все, что здесь изложено, обсуждалось на репетициях. Однако, прочитанное глазами, по-новому собирает то, что прежде воспринималось ушами. Наш опыт, суммированный здесь, надеюсь, будет принят, подобно эстафетной палочке, теми, кто возьмется за постановку этой оперы в будущем. Есть и желание улучшить качество нашей музыкальной критики, способной лишь обсуждать свои ощущения и полностью утратившей искусство задаваться вопросами и искать на них не поверхностные ответы.
Статья, написанная как критика критиков, помимо вопросов и ответов содержит много отступлений. В собственное оправдание уподоблю ее форму Невскому проспекту, ценность которого не в линии красивых домов, но в чередовании открывающихся рекреаций.
Как еще благодарить судьбу, за исполнение заветной мечты, если не через тех, кто дал ей воплотиться! Нам не сделать было бы этой оперы без участия Андрея Львовича Щепочкина, Ореста Ибрагимова, Елены Пахомовой, Екатерины Сираканян и Роберта Делзелла, Манаса Сираканяна, Игоря Бурдинского, Анны Копаневой и протоиерея Дионисия (Бурмистрова), Ларисы Гоголевской, Бориса Илларионова, Михаила Борисовича Пиотровского, Александра Николаевича Воронко, Константина Эдуардовича Сухенко.
Злобная критика:
Дудин, «СПб Ведомости» — http://spbvedomosti.ru/news/culture/tsefal_i_nbsp_prokris_zhdut_nbsp_investitsiy/
Садых-заде, «Ведомости» — http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/10/06/659777-early-music-tsefal-prokris
Макарова, «Музыкальная жизнь» № 10, 2016 — https://cloud.mail.ru/public/7yGk/kBijK1NP9
Добрая критика:
Крылова, «Театрал» — http://www.teatral-online.ru/news/16724/
Александр Витенберг, «Редкие оперы» — http://www.rareoperas.ru/2017/03/TsefalIProkris.html
Раннев, «Коммерсант» — http://www.kommersant.ru/doc/3108481
Смотреть видео:
Фр. Арайя - А. Сумароков "Цефал и Прокрис" Акт II, Ария Цефала "Естьли точно ты то знаешь" |
Фр. Арайя - А. Сумароков "Цефал и Прокрис" Акт II, Квинтет |
Фр. Арайя - А. Сумароков "Цефал и Прокрис" Акт III, явление 4 |
Фр. Арайя - А. Сумароков "Цефал и Прокрис" Акт III, явления 5-7 |