Международный фестиваль Earlymusic

EARLYMUSIC представляет музыку барокко, ренессанса, средневековья и классицизма в ее аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России c европейскими истоками. Фестиваль возрождает придворную музыку XVIII века и музыку русской усадьбы, представляет музыкальные традиции народов России, связывает Европу с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

Earlymusic был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным. Фестиваль проходит ежегодно в сентябре в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.

Фестиваль EARLYMUSIC поддерживается Министерством Культуры России и Комитетом по культуре Санкт-Петербурга. Постоянными партнерами нашего фестиваля являются зарубежные консульства и культурные институты Санкт-Петербурга. 

Искренне благодарим спонсоров, партнеров и друзей за поддержку, сотрудничество и помощь!

Опера Франческо Арайя и Александра Сумарокова «Цефал и Прокрис»

3 декабря в 19.00 в Российском институте истории искусств будет представлена опера Франческо Арайя и Александра Сумарокова «Цефал и Прокрис». Художественный руководитель постановки Андрей Решетин, постановщик Данила Ведерников, хореограф Клаус Абромайт, костюмы Ларисы Погорецкой.

Билеты можно приобрести на сайте radario.ru/events/211291

Андрей Решетин

Звук, жест и слово

Все, кто занимается русской музыкой XVIII века, понимают, какое уникальное сокровище представляют собой русские придворные оперы, созданные при дворах Анны Иоанновны, Елизаветы, Екатерины II. Особую часть этого наследия составляют оперы на русском языке, начиная от «Цефал и Прокрис» Франческо Арайи на либретто Сумарокова (1755 год), и до опер, либретто которых писала сама императрица Екатерина II. Однако чтобы восстановить их, необходимо найти ответ на вопрос: как звучал русский язык в XVIII веке.

Мы оторваны от русской литературы XVIII века. Для абсолютного большинства русская литература начинается с Пушкина и Лермонтова. В культурной памяти не удержались принципиальные качества русского языка XVII–XVIII веков, без которых литература того времени утратила своё совершенство.

То же — с музыкой. Заменив старое прочтение нот на новое, мы потеряли большую часть шедевров XVII–XVIII веков. Сами ноты не изменились, но они — та же латиница: прочти the Beatles как тхе беатлес, и уже никто не поймёт, что ты хотел сказать. Показательно, что репертуар главных российских оперных театров не включает ни одной оперы Монтеверди, Люлли, Генделя, Вивальди, Перселла, Телемана, Кавалли, Хассе, Порпоры, Паизиелло, Сарти, Арайи и многих других. Судить об Опере, жанре, вместившем в себя всю эпоху барокко, ставшим её самым ярким проявлением, лишь по Верди, Пуччини, Вагнеру, Мусоргскому или Бергу, как бы хороши они ни были — значит ничего не знать о ней. Тем, кто обманывает себя мыслями о прогрессе, утверждая, что лишь лучшее достойно их внимания, предоставим наслаждаться Делакруа, Репиным, Ренуаром, Кандинским, Мунком. Богатый мир, кто спорит. Но без Рембрандта, Тинторетто, Веласкеса, Дюрера, Леонардо, Джотто, Рублёва!