- Фестиваль 2022
- Фестиваль 2021
- Фестиваль 2020
- Фестиваль 2019
- Фестиваль 2018
- Фестиваль 2017
- Фестиваль 2016
- Фестиваль 2015
- Фестиваль 2014
- Фестиваль 2013
- Фестиваль 2012
- Фестиваль 2011
- Фестиваль 2010
- Фестиваль 2009
Андрей Решетин
Звук, жест и слово
Все, кто занимается русской музыкой XVIII века, понимают, какое уникальное сокровище представляют собой русские придворные оперы, созданные при дворах Анны Иоанновны, Елизаветы, Екатерины II. Особую часть этого наследия составляют оперы на русском языке, начиная от «Цефал и Прокрис» Франческо Арайи на либретто Сумарокова (1755 год), и до опер, либретто которых писала сама императрица Екатерина II. Однако чтобы восстановить их, необходимо найти ответ на вопрос: как звучал русский язык в XVIII веке.
Мы оторваны от русской литературы XVIII века. Для абсолютного большинства русская литература начинается с Пушкина и Лермонтова. В культурной памяти не удержались принципиальные качества русского языка XVII–XVIII веков, без которых литература того времени утратила своё совершенство.
То же — с музыкой. Заменив старое прочтение нот на новое, мы потеряли большую часть шедевров XVII–XVIII веков. Сами ноты не изменились, но они — та же латиница: прочти the Beatles как тхе беатлес, и уже никто не поймёт, что ты хотел сказать. Показательно, что репертуар главных российских оперных театров не включает ни одной оперы Монтеверди, Люлли, Генделя, Вивальди, Перселла, Телемана, Кавалли, Хассе, Порпоры, Паизиелло, Сарти, Арайи и многих других. Судить об Опере, жанре, вместившем в себя всю эпоху барокко, ставшим её самым ярким проявлением, лишь по Верди, Пуччини, Вагнеру, Мусоргскому или Бергу, как бы хороши они ни были — значит ничего не знать о ней. Тем, кто обманывает себя мыслями о прогрессе, утверждая, что лишь лучшее достойно их внимания, предоставим наслаждаться Делакруа, Репиным, Ренуаром, Кандинским, Мунком. Богатый мир, кто спорит. Но без Рембрандта, Тинторетто, Веласкеса, Дюрера, Леонардо, Джотто, Рублёва!