- Фестиваль 2022
- Фестиваль 2021
- Фестиваль 2020
- Фестиваль 2019
- Фестиваль 2018
- Фестиваль 2017
- Фестиваль 2016
- Фестиваль 2015
- Фестиваль 2014
- Фестиваль 2013
- Фестиваль 2012
- Фестиваль 2011
- Фестиваль 2010
- Фестиваль 2009
Александр Гущин
Полоса отчуждения
Я там не был двадцать лет. Я знал, что место это существует, спрятанное меж путями двух железных дорог, среди промзоны. И вот поехал. Вместе с художником Мишей Гавричковым и его сыном Мишей-младшим. У них накануне погиб волнистый попугайчик, и они были этим удручены.
Ташкентская улица. Бывшая Старообрядческая. Неприметный проулок у Московских ворот. Хотя, впрочем, и не слишком неприметный – на углу с Московским проспектом изящное здание Ветеринарной лаборатории, выстроенное в начале XX века А. К. Монтагом. Мимо задних ворот фабрики «Скороход», мимо серых ли, желтых заборов дорога ведет к Митрофаньевскому путепроводу. Вид, открывающийся с путепровода, невероятен: заросшие иван-чаем рельсы, утопленные в землю вагоны, металлические мачты, деревянные столбы с громкоговорителями, и вновь рельсы, исчезающие в торжествующей зелени. И за всем этим близкою стеною – четкий ландшафт Петербурга – колокольня Воскресенской церкви, синие с золотом купола Троицкого собора, красные и желтые брандмауэры. И – марево летнего неба. Подобный по силе отстраненности пейзаж можно вспомнить, пожалуй, лишь у Добужинского – на его знаменитом «Человеке в очках» – городской силуэт с огородами и поленницами дров на переднем плане. Дорога с путепровода сворачивает влево. Минуем одинокую железнодорожную ветку с заколоченной будкой стрелочника. Вот и цель нашего путешествия – Громовское старообрядческое кладбище. Серые трехарочные кладбищенские ворота вмурованы в стену промзоны. На воротах желтый плакат «Обед с доставкой». Вход чуть дальше. Странное ощущение нереальности происходящего настигает тебя. Причем непонятно, где она, подлинная реальность, там за забором, где грохочущее и смрадное шоссе, или здесь, среди заросших вьюном надгробий и склепов.