«"/

Международный фестиваль Earlymusic

Мы ломаем стереотипы, открываем неведомое, формируем вкус!

 

 ÖЛИМЬЮЗИК изучает и представляет российской публике музыку, танец, театр, поэзию барокко и ренессанса в их аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России и Европы;

возрождает русскую придворную культуру XVII-XVIII вв. и мир русской усадьбы;

представляет музыкальные традиции народов России;

знакомит публику с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

 

Исследовательские и образовательные программы Фестиваля, которые длятся в течение всего года, объединены под именем Old AXL Academia Earlymusic.

 

Фестиваль проходит ежегодно осенью в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.

ÖЛИМЬЮЗИК был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным.

 

Искренне благодарим спонсоров, партнеров и друзей за поддержку, сотрудничество и помощь!

Григорий Каганов

Венеция и Прага — барочные столицы средних веков

Григорий Каганов

Клуб «Северный Модерн» представляет лекцию доктора искусствоведения, профессора Григория Каганова (Москва) «Средневековые столицы Европы. Венеция. Прага. Великий Новгород».

 

* * *

Что общего у двух этих знаменитых городов, имевших совершенно разную судьбу и столь непохожих друг на друга? Прежде всего, то, что к исходу Средневековья они стали столицами крупнейших и наиболее развитых держав Европы. Венеция создала самую мо- гущественную морскую империю, несколько веков владевшую восточной половиной Сре- диземноморья. Прага стала не просто столицей Священной Римской империи германской нации (официальный титул огромного «фрактального» государства, состоявшего из мень- ших государств, состоявших из еще меньших государств), но и одним из главных культур- ных центров Европы.

Дело не только в размере и мощи этих держав, но и в особой связи их столиц с судьбой такого грандиозного явления, как барокко. Ведь оно не привязано на веки вечные к ка- кому-то конкретному месту и времени, а скорее взвешено в необозримом пространстве человеческих культур и в какой-то момент дает себя знать в самых разных местах и вре- менах. Пожалуй, одна из самых увлекательных историко-культурных штудий состоит в опознавании барочных черт там, где их никак не предполагают принятые стилевые клас- сификации, основанные на необратимой хронологической смене одних стилей другими. Право на такие штудии дает тот известный факт, что лет 120 назад, как толькоГенрих Вель- флин впервые громко признал художественную ценность барочных искусств XVII в., исследователи сразу же обнаружили их сходство с искусствами императорского Рима I–III вв.

Особое место в этой ретроспективе занимает принятый со второй четверти ХХ века непредвзятый анализ правления и художественных пристрастий Нерона, самого одиоз- ного из императоров (правил с 54 по 68 г. н. э.). Такой анализ показывает, что именно Нерон с его невиданно гигантским ансамблем Золотого Дома (строился в 64–68 гг., зани- мал около 1 кв. км, не был закончен) может считаться изобретателем барочных вкусов своего времени, по меньшей мере, в градостроительстве, архитектуре и том, что мы сей- час называем дизайном. Если все это так, то самое раннее известное нам крупное явление европейского барокко можно отнести к середине 60-х гг. н. э. К сожалению, судить об этом приходится скорее на основании текстов о Нероне (написанных большей частью его не- доброжелателями), чем на основании материальных остатков всего того, что планирова- лось, строилось, оборудовалось, украшалось по его поразительным инвентам. Наверное, без Нероновых опытов не состоялись бы такие шедевры древнеримского барокко, как Форум имп. Траяна (освящен и открыт в 112 г., арх. Аполлодор из Дамаска и др.) или вилла его двоюродного брата имп. Адриана в Тибуре (строилась в 117–138 гг. большей частью по его проектам, занимала около 3 кв. км). А одно из новшеств Золотого Дома — украше- ние сводов мозаикой — позже стало незаменимым художественным средством для изоб- ражений Царства Небесного в византийских храмах.