«"/

Международный фестиваль Earlymusic

Мы ломаем стереотипы, открываем неведомое, формируем вкус!

 

 ÖЛИМЬЮЗИК изучает и представляет российской публике музыку, танец, театр, поэзию барокко и ренессанса в их аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России и Европы;

возрождает русскую придворную культуру XVII-XVIII вв. и мир русской усадьбы;

представляет музыкальные традиции народов России;

знакомит публику с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

 

Исследовательские и образовательные программы Фестиваля, которые длятся в течение всего года, объединены под именем Old AXL Academia Earlymusic.

 

Фестиваль проходит ежегодно осенью в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.

ÖЛИМЬЮЗИК был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным.

 

Искренне благодарим спонсоров, партнеров и друзей за поддержку, сотрудничество и помощь!

Екатерина Ермолаева

Петергофская дорога. Вспоминая путешествия

При поддержке Голландского института в Санкт-Петербурге

Екатерина Ермолаева, экскурсовод

6. План Виноградного сада. Второй вариант. Чертеж XVII века

4. План Измайловского острова с изображением плотин и ограды Виноградного сада. Чертеж 17 века.

7. План круглого Аптекарского сада. Чертеж XVII века.

8. План круглого озера с постройками. Чертеж XVII века.

Петергоф — знаменитая столица парков и фонтанов на южном берегу Финского залива — навеки останется связанной с именем Петра Великого. Дорога, проложенная в начале XVIII века вдоль моря, тоже его детище. Обрамленная усадьбами, она создавалась, как и многое в России той поры, благодаря воле и энергии Государя. Впечатления детства и юности Петра Алексеевича — сады Подмосковья и панорамы Голландии — нашли в свое отражение в ее облике.
Детские и юношеские годы Петра I были неразрывно связаны не только с Первопрестольной, но и с селом Измайлово, где его батюшка царь Алексей Михайлович в XVII веке создавал резиденцию, ставшую и в художественным ориентиром, и образцом для ведения хозяйства подданных.

Верхом и в экипаже, одетые по европейской моде, в париках, персонажи на первом плане напоминают о петровской поре — гравюра создавалась А.Ф.Зубовым уже в 1720-х годах. Величественный пятиглавый собор Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный при царевне Софье, мост с башней и силуэты дворца и служб — главное здесь — это постройки. Сады Измайлова переданы здесь лишь намеком, но так хочется оказаться за лентой реки под тенистыми кронами его деревьев.

Во владении деда, а позже и отца Петра I эти земли оказались давно и привлекали, прежде всего, отличными охотами. Но в 1663 году здесь началось грандиозное строительство: русло реки Серебрянки разделили на 2 рукава и перекрыв плотинами, создали Виноградный и Серебряный пруды. Уже готовой увидел Петр эту усадьбу, но хранилась память о грандиозных работах, в том числе гидротехнических (например, в 1674 году завершили строительство уникального каменного моста на 14 арках и трехъярусной Мостовой башни, тогда будущему Петру Великому было не более 2 лет от роду). Зеркальная гладь прудов играла особую роль в формировании этого уголка Подмосковья. Не будем забывать, что в мае 1688 года шестнадцатилетний Петр именно здесь, в амбаре Льняного двора,найдет старый ботик (почему позже в предисловии к «Морскому уставу» станет именовать Измайлово «Колыбелью российского флота»).
Рассматривая немного наивные рисунки — схемы, чертежи XVII века — обилие воды не скроется от нас даже при взгляде на черно-белые изображения. Лишенные цвета, они дарят нам главное — идею планировки. А взгляд с высоты птичьего полета всегда полнее раскрывает замысел создателя ансамбля.

Царящая здесь геометрия форм, логика и симметрия планировки многочисленных садов, напомнят нам и о монастырских садах Средневековья, пронизанных философскими идеями, христианской символикой, и об искусстве регулярных садов Европы. Ведь в Измайловских садах работал среди прочих голландец Густав ван Кампен, не случайно так схожа их геометрия с голландскими садами эпохи барокко.

Последнее изображение — репродукция иллюстрации английского издания середины XVIIстолетия, хорошо известного на тот момент в России.
Бросая прощальный взгляд парсуну царя Алексея Михайловича, создателяизмайловских садов, и их планы, представьте себя спутником юноши Петра Алексеевича. Утилитарное здесь всюду было соединено с Прекрасным. Подбор растений, кустарников и деревьев радовал глаз яркими красками. Например, в Виноградном саду росли «царские» груши, сливы, красные и белые вишни (они занимали угловые круглые площадки), а участки сада, расположенные внутри квадрата, были отданы под гречиху, рожь, овес, коноплю, ячмень, пшеницу, смородину белую, черную и красную, малину, яблоки и «немецкие травы и цветы». Красочным пятном выделялась широкая полоса маков, расположенная между пшеницей и кустами смородины.

Не менее важными были и европейские впечатления Петра I. В составе Великого Посольства двадцати пяти лет отроду под именем Петра Михайлова молодой царь отправился в путешествие. Временами отделяясь от медлительного главного посольства, в компании «волонтеров» он нередко следовал собственным маршрутом. Путешествие инкогнито позволяло ближе познакомиться с жизнью и бытом европейцев, особенно голландцев.Следуя по рекам и каналам Голландии, Петр I видел небольшие усадьбы горожан с регулярными садиками. Гравюры и написанные маслом на холсте«портреты» этих домов помогают понять, за что же ему так полюбилась Голландия.
Еще в самом начале XVIIвека (в 1608 году) амстердамский торговец, полковник Ян Якобс Бал купил ферму на берегу реки Вехт и переименовал ее из Гауденхофа в Гауденстейн, положив «начало новому стилю усадебной жизни на Вехте — приятному времяпрепровождению на лоне природы в воскресные и праздничные дни». Горбатенко С.Б. Новый Амстердам. — СПб., 2003 Постепенно вдоль реки стали возникать все новые и новые усадьбы, образовавшие непрерывные цепи-гирлянды вдоль берегов рек и каналов Голландии.

Читать статью полностью в формате PDF

 

Список основной литературы:

1. Алексеева М. А. Михайло Махаев — мастер видового рисунка XVIII века. — СПб., 2003.
2. Анисимов Е. В. Императорские резиденции Петергофской дороги. — СПб, 2008.
3. Анисимов Е. В. Петербург времен Петра Великого. — М., 2008.
4. Аронова А. А. Русская архитектура начала XVIII века в свете голландских впечатлений Великого Посольства // Сообщения Российско-нидерландского научного общества. — СПб., 2003. — Вып. 1. — С. 26-49.
5. Архитектурная графика России первой половины XVIII века: Собрание Государственного Эрмитажа: Научный каталог. — Л., 1981.
6. Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. — СПб.. 1997.
7. Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. — М., 1991.
8. Вергунов А. П., Горохов В. А. Ветроград: Садово-парковое искусство России. — М., 1996.
9. Виды Петербурга и окрестностей XVIII века: Гравюры по рисункам Махаева. — Л., 1968.
10. Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. — М., 1980.
11. Горбатенко С. Б. Новый Амстердам. — СПб., 2003.
12. Горбатенко С. Б. «Два Парадиза» // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исследования и материалы. — Вып. 5. — СПб., 2000. — С. 4-34.
13. Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: Историко-архитектурный путеводитель. — СПб., 2002.
14. Гусаров А. Ю. Ораниенбаум: Три века истории. — СПб., 2011.
15. Датиева Н. С. Измайлово. Памятники архитектуры Измайловского острова XVII-XIX веков. — М., 1989.
16. Дубяго Русские регулярные сады и парки. — Л., 1963.
17. Евангулова О. С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века. — М., 1969.
18. Ильина М. Н. Изображения Коломенских дворцов в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника Коломенское — Измайлово — Лефортово — Люблино. — М., 2012.
19. Кругликов В. Измайлово. — М., 1959.
20. Кючарианц Д. А. Художественные памятники города Ломоносова. — Л., 1985.
21. Лебедянский М. Алексей Зубов: Первый видописец Петербурга. — М., 2003.
22. Лихачев Д. С. Поэзия садов. — М., 1998.
23. Музыкальный словарь Гроува. — М., 2007.
24. Овсянников Ю. Великие зодчие Санкт-Петербурга. — СПб., 2000.
25. Палентреер С. Н. Сады XVII века в Измайлово // Сообщения Института истории искусств АН СССР. — 1956. - № 7.
26. Петербург и его окрестности в чертежах и рисунках архитекторов первой трети XVIII века. — Л., 1972.
27. Петр 1 и Голландия: Русско-голландские научные и художественные связи. — СПб., 1997.
28. Раскин А. Душа Петергофа: Фонтаны и каскады. –СПб., 1999.
29. Садово-парковое искусство Ленинграда в произведениях художников и архитекторов XVIII — XX веков: Каталог выставки. — Л., 1983.
30. Тарасов Ю. А. Голландский натюрморт XVII века. — СПб., 2004.
31. Тарасов Ю. А. Голландский пейзаж XVII века. - М., 1983.
32. Фехнер Е. Ю. Голландский натюрморт XVII века в собрании живописи Эрмитажа: Альбом. — М., 1990.