«"/

Международный фестиваль Earlymusic

Мы ломаем стереотипы, открываем неведомое, формируем вкус!

 

 ÖЛИМЬЮЗИК изучает и представляет российской публике музыку, танец, театр, поэзию барокко и ренессанса в их аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России и Европы;

возрождает русскую придворную культуру XVII-XVIII вв. и мир русской усадьбы;

представляет музыкальные традиции народов России;

знакомит публику с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

 

Исследовательские и образовательные программы Фестиваля, которые длятся в течение всего года, объединены под именем Old AXL Academia Earlymusic.

 

Фестиваль проходит ежегодно осенью в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.

ÖЛИМЬЮЗИК был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным.

 

Искренне благодарим спонсоров, партнеров и друзей за поддержку, сотрудничество и помощь!

Фестиваль 2013

Мария Крестинская и друзья

День в Гатчине

Софья Алексеевна, Великая Государыня Царевна и Великая княжна. Правительница-регентша Российского царства

Белый зал Гатчинского дворца. Концерт «Вина Италии. IN STIL MODERNO».

В концерте прозвучала итальянская музыка XVIII века: Д. Ортиц, Б. Марини, А. Бертали, Д. Фрескобальди, Д. Кастелло, А. Бовичелли, Де Роре-Бассано, Дж. Пандольфи-Меалли.

  • Мария Крестинская (скрипка)
  • Максим Емельянычев (корнет, муто, клавесин)
  • Иван Великанов (клавесин)
  • Александр Гулин (виода да гамба)

 

IN STIL MODERNO

Мария Крестинская, Иван Великанов

 

Рубеж XVI — XVII веков стал поворотным в истории итальянской музыки. Дух новаторства охватил музыкальное пространство Италии. Появляются новые жанры (соната, токката, синфония, опера, оратория), новые инструменты (скрипка и скрипичное семейство), новые музыкальные приемы и сочетания инструментов. Скрипка — струнный смычковый инструмент, принадлежащий к огромному виольному семейству; отличается лишь своим названием («violino» — слово мужского рода, тогда как «viola» — женского) и меньшим количеством струн (всего 4, тогда как в виолах от 5 до 9, 12, а то и больше). Виолам не было места в церкви: их уделом была светская музыка. Поэтому напрашивается мысль: не специально ли виолу немного видоизменили и дали «мужское имя», чтобы сделать возможным появление струнных инструментов в церкви? А уменьшение струн — упрощение, которое помогло решить проблему с длительной настройкой инструмента, на которую в соборе просто нет времени. Ответ на этот вопрос остается открытым, хотя есть некоторые подсказки, дающие пищу для размышлений, например, ричеркары Диего Ортиса (ок. 1510 –ок. 1570) который, будучи испанцем, но живя в Италии, коренным образом повернул историю итальянской музыки. И не только потому, что он жил в Неаполе и был автором чуть ли не первых трактатов по технике исполнения виртуозных украшениий, которые издавались, опять же, в Италии.(например трактат о глоссах (принципы варьирования на струнных инструментах) «Trat

ado de glosas sobre clаusulas y otros gеneros de puntos en la musica de violones…», Roma, 1553) Ключевым моментом в истории с Ортисом является то, что он был не только виртуозным гамбистом, но и одним из первых исполнителей на виолоне, который относится уже не к гамбовому, а к скрипичному семейству. В современной литературе часто встречается ошибочное утверждение, что басовая гамба и виолонодин и тот же инструмент. Они принадлежат к разным семействам. Великолепно владея виолоном, Ортис популяризировал этот инструмент, играл на нем в соборах в сочетании с органом. Так струнные инструменты проникли в соборы. Второй после виолона была скрипка, затем альт и самой последней — виолончель.

Цинк — духовой инструмент, напоминающий голос дисканта (мальчишеского сопрано), по сложности техники игры не имеет себе равных. Способ звукоизвлечения такой же, как на трубе или других медных амбушюрных инструментах, но, в отличие от них, он сделан из дерева, а мундштук — из рога. Слово «цинк» на старо-немецком языке означает то же, что «корнет» по-английски, по-французски и по-итальянски, по-русски — «рожок». До определенного момента практически неизвестна история использования и развития этого инструмента, поскольку лишь в редких случаях он обращал на себя внимание профессиональных музыкантов. Так, Гильом де Машо (ок. 1300–1377) упоминает однажды «большой немецкий корнет», хотя нельзя точно определить, какой инструмент он имеет ввиду. На некоторых изображениях, датируемых концом XV века, уже можно идентифицировать цинки: прямые и изогнутые, по-видимому, деревянные духовые амбушюрные инструменты с очень маленьким мундштуком. С тех пор этот инструмент практически не менялся.

Цинк имеет несколько разновидностей. Прямой цинк (cornetto diritto) был распространен в XVI веке, прежде всего в Германии. Обладающий звонким тембром, он применялся в основном в ансамбле с другими духовыми инструментами, в том числе язычковыми (шалмеями и т. п.). Михаэль Преториус (1571–1621) в своем знаменитом музыкальном труде «Syntagma Musicum» описывает семейство цинков (консорт) –от дискантового (cornettino) до басового. При этом фактически всегда основным являлся альтовый цинк (in G). Будучи одним из важнейших в инструментарии XVII века, уже во времена И. С. Баха цинк начал вытеснялся другими духовыми — барочным гобоем, барочной трубой. К концу XVIII века он фигурирует лишь в ансамблях городских музыкантов (штадтпфайфферов). Особый вид цинка, не имеющий по-русски устойчивого названия, — cornetto muto (итал.), он же stile zink (нем.). Его звук — теплый, темный, негромкий, на что указывает название — идеально сливается с человеческим голосом, будучи на него предельно похожим тембрально. На этом инструменте, по-видимому, исполняли сольную вокальную музыку с другими духовыми инструментами он, как правило, не совмещался. Наиболее распространенным был изогнутый, так называемый кривой цинк (cornetto curbo). Обладая ярким, светлым и в то же время певучим звуком, к середине XVI века этот инструмент прочно утвердился как в церковной, так и в светской музыке. Чаще всего он дополнял консорт сакбутов (старинных тромбонов), идеально замещая нежизнеспособный сопрановый сакбут. Если во времена Орландо ди Лассо (1532–1594) и Джованни Пьерлуиджи да Палестрины (1525–1594) цинки и сакбуты в основном дублировали вокальные голоса или исполняли недостающие равноправные партии, то Джованни Габриели (1557–1616) и Генрих Шютц (1585–1672) писали для цинков самостоятельные, «облигатные» голоса, подчас не менее виртуозные, чем для скрипок. Связано это было с появлением корнетистов-виртуозов, наиболее знаменитыми из которых были Джироламо далла Каза (1543? — ок. 1601) и Джованни Бассано (1560/1561–1617), подвизавшиеся на службе у Габриели в одном из главных музыкальных центров Европы начала XVII века, в соборе Сан-Марко в Венеции. Оба они составили свод снабженных комментариями упражнений для цинка — своего рода учебники для последующих поколений.

Именно благодаря скрипке и цинку в конце XVI века возникла самостоятельная виртуозная инструментальная музыка, с использованием мелкой техники, сложной хроматики и т. п. При этом тембровой связи музыки с конкретным инструментом еще не существовало (все инструменты по-прежнему «подражали» вокальным голосам), поэтому скрипка и цинк долгие годы были взаимозаменяемы. Очень часто партии скрипки и цинка в ансамбле были равнозначны (в сонатах XVII века часто указывалось, что сольная партия исполняется либо корнетом, либо скрипкой). Разное звучание инструментов никого не смущало: напротив, композиторы использовали его, поручая двум голосам поочередно сходный музыкальный материал, представляя его дважды, но разными красками.

Теперь немного о самом стиле Moderno. Чем же отличается этот стиль от предшествующих? На этот вопрос подробно ответил К.Монтеверди, который разделил стили на “Prat

ica Prima” –полифонический мадригальный строгий стиль эпохи Возрождения, в котором масса незыблемых постулатов-правил, от которых нельзя было отклоняться; и Prattica Seconda-он же stil Moderno — это тот стиль, который принес в музыку монодию, импровизационную монодию (она развилась в оперные арии и инструментальные сонаты), декламацию, и recitar-cantando (которые развились в декламацию, оперные речитативы и оратории). Предполагалось, что музыкальное содержание должно быть сконцентрировано в одной мелодии и определяться содержанием поэтического текста, ударениями в словах и смыслом всей произносимой фразы (интонация, с которой произносятся слова, — «основа для создания гармонии», Я. Пери, 1600). В этом новом стиле Монтеверди писал свои оперы, хотя бывало, что он смешивал оба стиля. Новый стиль обогатил церковную службу инструментальными вставками-сонатами da chiesa (церковные), которые могли заменять хоровые части в отдельных разделах службы; отсюда обозначения: alla Levatione (для возношения даров), Graduale (для градуала) и т. д. Свою «Sonata sopra Sancta Maria» Монтеверди предназначал для исполнения во время вечерни.

Благодарим группу компаний Simple за добавление к звуку этого концерта цвета, вкуса и аромата Италии!

Смотреть видео:

Вина Италии. In stil Moderno