«"/

Международный фестиваль Earlymusic

Мы ломаем стереотипы, открываем неведомое, формируем вкус!

 

 ÖЛИМЬЮЗИК изучает и представляет российской публике музыку, танец, театр, поэзию барокко и ренессанса в их аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России и Европы;

возрождает русскую придворную культуру XVII-XVIII вв. и мир русской усадьбы;

представляет музыкальные традиции народов России;

знакомит публику с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

 

Исследовательские и образовательные программы Фестиваля, которые длятся в течение всего года, объединены под именем Old AXL Academia Earlymusic.

 

Фестиваль проходит ежегодно осенью в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.

ÖЛИМЬЮЗИК был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным.

 

Искренне благодарим спонсоров, партнеров и друзей за поддержку, сотрудничество и помощь!

Павел Сербин

Иллюзии голландского барокко

Pratum Integrum

Пётр Второй

Pratum Integrum

10 октября 2013 года в Малом зале Санкт-Петербургской Академической филармонии состоялся концерт-закрытие XVI Международного фестиваля earlymusic. Московский оркестр Pratum Integrum выступил с программой «Иллюзии Голландского барокко». 

 Концерт проходил при поддержке Министерства Культуры России.

В программе концерта:

I отделение
  • Пьетро Антонио Локателли. Introduttione teatrale (симфония) для струнных и basso contnuo op.4 № 6 C-dur (1735). Vivace – Andante sempre piano - Presto
  • Йохан Хандрик  ван Виссенбург (Альбикастро). Концерт для стунных и basso continuo op. 7 №2 d-moll (1704). Adagio – Allegro, Adagio – Vivace – Adagio, Giga
  • Вильгельм де Феш. Концерт для двух флейт , струнных и basso continuo op.5 №3 соль-мажор (1730). Adagio-Allegro, Ciciliana, Largo, Vivace. Солисты: Ольга Ивушейкова (флейта), Екатерина Дрязжина (флейта)
  • Конрад Фридрих Хурлебуш. Концерт для скрипки obligato , двух гобоев, фагота и струнных a-moll. [Allegro] – Sostenuto – Adagio, Alla Breve, Adagio, [Allegro]. Солисты: Сергей Фильченко (скрипка), Филипп Нодель (гобой), Павел Загребаев (гобой), Михаил Шиленков (фагот)
II отделение
  • Иохан Шенк. Соната для двух гамб из книги “Nympho di Rheno” (Рейнская Нимфа)  op. 8 № 9 G-dur (1702). Allegro-Adagio, Aria Allegro, Adagio, Ciacona. Солисты: Павел Сербин (виола да гамба), Александр Гулин (виола да гамба)
  • Вильгельм де Феш. Концерт для двух флейт, струнных и basso continuo g-moll ор.5 № 2 (1730). Adagio - Allegro ma non troppo, Grave - Arioso, Tempo di gavotta. Солисты: Ольга Ивушейкова (флейта), Екатерина Дрязжина (флейта)
  • Вильгельм Ван Вассенер. Концерт для струнных и basso continio f-moll № 5  из сборника “Concerti Armonici” (1755). Adagio, Da Capella, A tempo commodo, A tempo giusto

 

Говоря о европейском барокко, каждый из нас подразумевает фигуры великих композиторов — Вивальди, Баха, Генделя, Персела, с недавних пор Телемана. Более продвинутые слушатели и любители музыки наверняка вспомнят Куперена и Рамо. И вот перед нами музыкально-барочная Европа: Франция, Англия, Германия, Италия… А куда же делась Голландия? Эта страна стала настоящей кузницей кадров исторического исполнительства в XX веке, но что же она представляла собой как часть музыкальной культуры в XVII и XVIII веке?
Голландия дала миру великого Свелинка, истинное Солнце европейского органного искусства. Между тем на грани XVII и XVIII веков активное экономическое развитие Голландии в буквальном смысле спровоцировало и развитие национальных композиторов. Издательский дом Этьенна Роже (Etienne Roger) — один из крупнейших источников нотных изданий XVIII века. Здесь увидели свет многие первые издания сочинений Корелли и Вивальди. У Роже считалось престижным и выгодным гравировать ноты для многих музыкантов, живших вдали от Амстердама. Не удивительно — ведь это город, стоящий на перекрестке торговых путей, крупнейший морской порт своего времени. Благодаря деятельности Роже до нас дошли и некоторые опыты голландцев, опыты весьма самобытные и совсем не второстепенные на фоне итальянцев и немцев. Семь из них — в программе концерта. И не надо пугаться, что некоторые фамилии неизвестны и труднопроизносимы — эта музыка быстро найдет путь к чуткому сердцу и пытливому уму.
Как ни странно, но мы начнем с итальянского композитора, посвятившего Голландии значительную часть своей жизни. Пьетро Антони Локателли — скрипач-виртуоз, фигура, равновеликая Вивальди, человек, чье творчество не было предано забвению. Если в начале своей карьеры Локателли активно путешествовал по всей Европе, то с 1728 года он прочно осел в Амстердаме. Уже в 1721 году Локателли начал публиковаться у Роже, поражая покупателей своих сочинений немыслимыми трудностями скрипичных партий. В 1731 году он получил привилегию на публикацию своих опусов. В концерте прозвучит его небольшая струнная симфония, которая в издании обозначена как introduttioniteatrali. Сложно найти более точное определение итальянской оперной увертюры-симфонии. Introduttioni были изданы в качестве оп. 6 в 1735 году вместе с шестью concerto grosso.
Йохан Хандрик ван Виссенбург (Альбикастро) — старший современник Локателли, первое упоминание о его музыкальной деятельности относится к 1786 году и связано с Лейденским университетом. Но это не уберегло в будущем Альбикастро от службы в качестве капитана кавалерии. Все сочинения Альбикастро были изданы Роже; в программе прозвучит один из его концертов 1704 года для струнных без солирующих инструментов. Можно поспорить с тем, кто назовет эту музыку итальянской — в ней гораздо больше немецкого контрапункта и голландских странностей.
Следующий герой нашего концерта — Вильгельм де Феш, чьи не самые удачные сочинения были известны виолончелистам XX века — это были единственные его переизданные пьесы. Между тем, этот композитор — своего рода нидерландский Телеман. Два концерта Де Феша, которые будут исполнены, не могут не вызвать в
памяти оркестровые сочинения гамбургского капельмейстера. Это concerto grosso, где в качестве солирующей группы представлены траверс-флейты.
Иного рода сочинение Конрада Хурлебуша — немецкого композитора, который переехал в Голландию, став органистом Старой церкви в Амстердаме с 1743 года. Его концерт сложно идентифицировать жанрово, это местами concerto grosso, местами скрипичный концерт, местами загадочная, концептуальная композиция на грани стилей — от барокко к северным немцам. Известно, что этот концерт часто исполнялся и силами Дрезденской капеллы.
Иохан Шенк — один из величайших гамбистов конца XVII — начала XVIII века. Если Франция гордилась Мареном Маре и Антуаном Форкере, то Голландия — Шенком. Уроженец Амстердама, Шенк после 1700 года получает должность в Дюссельдорфе и становится голландским эмигрантом в немецких землях; именно Шенк ассоциируется с искусством немецкой гамбы. Публиковался Шенк нередко у упомянутого Роже. Среди виртуозных сочинений Шенка для гамбы — тетрадь дуэтов
«Рейнская нимфа», один из них с роскошной чаконой во французском духе, прозвучит в концерте.
И, наконец, еще одна фигура в пантеоне голландских барочных композиторов — граф Вильгельм ван Вассенер, чья потомки до сих пор хранят музыкальные традиции семьи и спонсируют конкурс старинной музыки им. ван Вассенера. Аристократический «любитель музыки» был выдающимся композитором. Его концерты были ошибочно приписаны перу великого Перголезе. Один из них прозвучит в концерте. Его рукописная партитура имеет любопытный заголовок «мой самый любимый из всех концертов».

 

Смотреть видео:

Й. Х. ва Виссенбург (1660-1730). Концерт для струнных и basso continuo op.7 №2 d-moll

В. ван Вассенер. Концерт для струнных и basso continuo f-moll №5

В. де Феш (1687-1761). Концерт для 2х флейт, струнных и basso continuo op 5 №3