- Фестиваль 2022
- Фестиваль 2021
- Фестиваль 2020
- Фестиваль 2019
- Фестиваль 2018
- Фестиваль 2017
- Фестиваль 2016
- Фестиваль 2015
- Фестиваль 2014
- Фестиваль 2013
- Фестиваль 2012
- Фестиваль 2011
- Фестиваль 2010
- Фестиваль 2009
Феликс Равдоникас
О Пифагорейской системе музыкальных тонов
Очерк. Посвящается А. Волохонскому
(Первоначальная версия публикации 1989-90 гг. Текст прочитан в качестве доклада на научной коференции НИО ЛГИТМиК в марте 1987 г. Первая попытка, открывшая путь к формулировке и генерализации уравнения пифагоровой системы.)
Прямым следствием длительности существования пифагорейской теории музыкальных тонов является её крайняя завуалированность. Адаптируясь в более поздних теориях, она оказывалась всё более опосредованной неадекватными терминами, либо привлекалась к объяснению фактов, не входивших в сферу интересов древнегреческой музыки, что также вызвало появление несистематической терминологии, а с ней и некоторой путаницы. Поэтому задача изложения пифагорейской теории ставит популяризатора в трудное положение. С одной стороны, источники, хотя и обильны, но либо не во всём полны, либо не во всём точны, главное же — пестры в терминологическом составе.