Международный фестиваль Earlymusic

EARLYMUSIC представляет музыку барокко, ренессанса, средневековья и классицизма в ее аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России c европейскими истоками. Фестиваль возрождает придворную музыку XVIII века и музыку русской усадьбы, представляет музыкальные традиции народов России, связывает Европу с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

Earlymusic был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным. Фестиваль проходит ежегодно в сентябре в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.

Фестиваль EARLYMUSIC поддерживается Министерством Культуры России и Комитетом по культуре Санкт-Петербурга. Постоянными партнерами нашего фестиваля являются зарубежные консульства и культурные институты Санкт-Петербурга. 

Искренне благодарим спонсоров, партнеров и друзей за поддержку, сотрудничество и помощь!

Анонсы:  Рассылка приглашений на концерты

Уважаемые друзья! Вы можете подписаться на рассылку приглашений на концерты Фестиваля EARLYMUSIC и на концерты Солистов Екатерины Великой.

Фестиваль 2012

Hemony (Голландия)

День в Гатчине

Hemony — Ян Питерсзон Свелинк — Lors que le trait

Hemony — Орландо ди Лассо — Du malin le meschant vouloir

Фото Алексея Пахомова

Hemony (Голландия)

В 1597 году в Гейдельберге Иеронимус Коммелинус выпустил три музыкальных сборника. Он был известен своими аннотированными изданиями классических авторов и отцов церкви, но ноты ранее не издавал. Хотел ли он продолжить это направление — нам не известно, так как в том же году он умер от чумы. Эти три нотных сборника составляют одно целое и имеют отношение к Амстердаму. Два из этих трех сборников посвящены Амстердамской музыкальной коллегии, которая состояла из группы богатых горожан, а руководил ею не кто иной, как Ян Питерсзон Свелинк. Два его произведения также представлены в этой трилогии.

В сборники входила музыка, которая исполнялась в гостиных состоятельных бюргеров того времени: католические мотеты, протестантские псалмы и светские мадригалы. Сборник трехголосных мотетов Толлиуса был предназначен для голландского рынка, поскольку финальное произведение, входящее в него — это рождественская песнь на нидерландском языке.

Видное место, которое неизвестный композитор Йоаннес Толлиус занимает в этой трилогии, нуждается в пояснении. Он родился в 1550 году в Амерсфорте, произвел фурор в Италии, где в Риети, а затем в Ассизи служил капельмейстером хора Домского собора. После того, как у него возникли проблемы, и он даже попал в тюрьму по обвинению в ереси, карьера капельмейстера была закончена, после этого, он был певцом (тенор) в Риме и Падуе. Его музыкальные произведения были изданы в 1690-е годы. Судя по всему, Толлиус был известным композитором. Его звезде удалось достичь своего апогея на европейском небосклоне, что следует из того факта, что в 1601 г. он стал певцом при дворе Кристиана IV Датского. Толлиусу платили в полтора раза больше, чем его коллегам — видимо, таким образом его хотели удержать при датском дворе, где им были очарованы, и поэтому такие затраты были оправданы. Толлиус скончался предположительно в 1625 г.

В 1612 г., спустя 15 лет после выхода в свет трилогии, Свелинк опубликовал сборник композиций на два и на три голоса, которые, судя по посвящению, были также предназначены для Амстердамской музыкальной коллегии. Часть сборника составляют произведения популярных композиторов того времени, но Свелинк уменьшил в них количество голосов. В пятиголосных произведениях он оставляет два голоса, а шесть голосов сокращает до трех. Свелинк не просто сократил количество голосов — он систематизировал музыкальный материал. Эти сокращения были его видением работ современников. Остальные композиции — это оригинальные работы, причем нужно заметить, что блестящий «Отче наш» также входит в сборник псалмов Свелинка.

Программа представляет подборку музыкальных произведений их этих трех сборников, опубликованных в Гейдельберге в 1597 году, в которую входят и два ранних псалма Свелинка. Кроме этого, представлены два произведения Лассо с новыми текстами из Женевской Псалтири, три мотета и три мадригала Йоаннеса Толлиуса. Программу завершают пять произведений из «рифм», и следует отметить, что в этом году этому сборнику исполняется ровно 400 лет.

Hemony (Голландия)

Художественный руководитель — Симон Грот

Исполнители: Эстер Кроненбург — сопрано, Рене Картодирдьо — сопрано, Кристофер Кейл — альт, Ян Яновчик — тенор, Симон Грот к тенор, Брам Трауборст — бас.

Произведения:

  • Ян Питерсзон Свелинк (Девентер,1562 — Амстердам, 1621) Lors que le trait
  • Орландо ди Лассо (1532— 1594) — Du malin le meschant vouloir