Библиотека
Сонаты для двух скрипок
Иван Хандошкин
Иван Хандошкин (1747—1804) был не только одним из самых ярких музыкантов двора Екатерины Великой, но и величайшим скрипачом за всю историю инструмента, подобно Биберу, Тартини, Паганини, Хейфицу. Об этом можно судить по сохранившимся произведениям и воспоминаниям современников. Его творческий стиль объединил итальянскую (тартиниевскую) технику, доведенную до феерической виртуозности, свободную импровизационность с пьянящими интонациями, свойственными цыганским скрипачам, драматизм и беспредел русских народных песен, изысканную пропорциональность формы, присущую вообще классицизму екатерининского двора.
Никогда он не был забыт полностью, но память о нем, по крайней мере последние сто лет, никак не соответствовала его масштабу, из-за чего многие из его сочинений оказались утраченными навсегда.
Портретов Хандошкина не сохранилось, но есть описание со слов его вдовы, записанное В. Ф. Одоевским для энциклопедического словаря А. Плюшара: «Пьяницею не был. Росту среднего, телосложения плотного, красивой наружности, глаза большие, парик носил». И далее: «Пальцы у Хандошкина были малы и толсты». До конца жизни сохранялась у него блестящая техника, «...и на сем возрасте играл арпеджии коротеньким тартиниевским смычком».