Феликс Равдоникас
Арпсихорд, клавицитериум, клавичембало, чембало, виргинал, музеляр, спинет, эпинет.
Эти и некоторые менее распространенные названия заменены в русском профессиональном лексиконе французским словом клавесин. Не существует свидетельств того, что эта замена явилась итогом терминологических исследований. Зато известно, что слово пришло в Россию в конце XVIII века – времени триумфа фортепиано, не только вытеснившего из музыкального обихода своих предшественников, но и самому интересу к ним придавшего значение предосудительной отсталости. Не удивительно, что среди многих десятков клавишных, находившихся тогда вот дворцах Петербурга и окрестностей, или известных по их инвентарям, до сих пор не обнаружено ни одного инструмента, который мог бы считаться клавесином. Не удивительно, что слова клавикорд, клавесин, изредка встречающиеся в русской беллетристике XIX века, используются (по крайней мере, во всех определимых случаях) в качестве «изящных» вариантов названия фортепиано.
Известно также, что в отличие от фортепиано – клавишного ударного, клавесин относится к клавишным щипковым, хотя и не представляет весь класс этих инструментов. Слово клавесин является французским эквивалентом английского, немецкого и итальянского названий, вынесенных в левый столбец заглавия статьи и относящихся к одному из двух подклассов, на которые делятся клавишные щипковые. Правый столбец, (включающий французское слово эпинет) соответствует другому подклассу, наиболее употребимым названием которого в нынешнем европейском лексиконе является слово спинет.
Деление основано на различии конструкций. Струны инструментов подкласса чембало направлены «вдоль», струны инструментов подкласса спинета – «поперек клавиш». Указания классифицирующих направлений взяты в кавычки, поскольку встречаются так называемые косые чембало, и поскольку струны инструментов подкласса чембало не всегда бывают строго поперечными. Однако не нужно быть выдающимся специалистом, чтобы уверенно отличать «продольные» клавишные щипковые от «поперечных».