Международный фестиваль Earlymusic

EARLYMUSIC представляет музыку барокко, ренессанса, средневековья и классицизма в ее аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России c европейскими истоками. Фестиваль возрождает придворную музыку XVIII века и музыку русской усадьбы, представляет музыкальные традиции народов России, связывает Европу с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

Earlymusic был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным. Фестиваль проходит ежегодно в сентябре в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.

Фестиваль EARLYMUSIC поддерживается Министерством Культуры России и Комитетом по культуре Санкт-Петербурга. Постоянными партнерами нашего фестиваля являются зарубежные консульства и культурные институты Санкт-Петербурга. 

Искренне благодарим спонсоров, партнеров и друзей за поддержку, сотрудничество и помощь!

Феликс Равдоникас

Арпсихорд, клавицитериум, клавичембало, чембало, виргинал, музеляр, спинет, эпинет.

Эти и некоторые менее распространенные названия заменены в русском профессиональном лексиконе французским словом клавесин. Не существует свидетельств того, что эта замена явилась итогом терминологических исследований. Зато известно, что слово пришло в Россию в конце XVIII века – времени триумфа фортепиано, не только вытеснившего из музыкального обихода своих предшественников, но и самому интересу к ним придавшего значение предосудительной отсталости. Не удивительно, что среди многих десятков клавишных, находившихся тогда вот дворцах Петербурга и окрестностей, или известных по их инвентарям, до сих пор не обнаружено ни одного инструмента, который мог бы считаться клавесином. Не удивительно, что слова клавикорд, клавесин, изредка встречающиеся в русской беллетристике XIX века, используются (по крайней мере, во всех определимых случаях) в качестве «изящных» вариантов названия фортепиано.

Известно также, что в отличие от фортепиано – клавишного ударного, клавесин относится к клавишным щипковым, хотя и не представляет весь класс этих инструментов. Слово клавесин является французским эквивалентом английского, немецкого и итальянского названий, вынесенных в левый столбец заглавия статьи и относящихся к одному из двух подклассов, на которые делятся клавишные щипковые. Правый столбец, (включающий французское слово эпинет) соответствует другому подклассу, наиболее употребимым названием которого в нынешнем европейском лексиконе является слово спинет.

Деление основано на различии конструкций. Струны инструментов подкласса чембало направлены «вдоль», струны инструментов подкласса спинета – «поперек клавиш». Указания классифицирующих направлений взяты в кавычки, поскольку встречаются так называемые косые чембало, и поскольку струны инструментов подкласса чембало не всегда бывают строго поперечными. Однако не нужно быть выдающимся специалистом, чтобы уверенно отличать «продольные» клавишные щипковые от «поперечных».