«"/

Международный фестиваль Earlymusic

Мы ломаем стереотипы, открываем неведомое, формируем вкус!

 

 ÖЛИМЬЮЗИК изучает и представляет российской публике музыку, танец, театр, поэзию барокко и ренессанса в их аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России и Европы;

возрождает русскую придворную культуру XVII-XVIII вв. и мир русской усадьбы;

представляет музыкальные традиции народов России;

знакомит публику с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

 

Исследовательские и образовательные программы Фестиваля, которые длятся в течение всего года, объединены под именем Old AXL Academia Earlymusic.

 

Фестиваль проходит ежегодно осенью в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.

ÖЛИМЬЮЗИК был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным.

 

Искренне благодарим спонсоров, партнеров и друзей за поддержку, сотрудничество и помощь!

Феликс Равдоникас

Флейта-траверсо

Это название (восходящее к старопетербургскому «траверсфлейта») закрепилось в обиходе нынешних российских музыкантов и подразумевает инструмент, в разные времена и в разных местах известный как Querflöte, Flûte traversiere (поперечная флейта), Flûte alemande, German Flute (немецкая флейта). Тем не менее, всё указывает на французское происхождение инструмента, появление которого датируется началом восьмидесятых годов XVII века.

Он пришёл на смену цилиндрической флейте с шестью грифными отверстиями, находившей преимущественно ансамблевое применение и ко времени Преториуса существовавшей в трёх положениях — бас, тенор-альт, кант. Классифицирующими отличиями нового инструмента являются коническая форма резонатора и dis-ный клапан, закрывающий седьмое (новое нижнее) отверстие. Этого оказалось достаточно для формирования блистательной традиции виртуозной игры, сделавшей флейту-траверсо одним из самых популярных сольных инструментов.

Вряд ли найдётся другой инструмент, становление искусства игры на котором оказалось бы столь стремительным. Конец XVII — начало XVIII века знаменуются появлением таких великолепных музыкантов, как Филиберт, Шедевиль, Филидор, Де ла Бар, Оттетер ле Роман, Буффарден, Блаве. Вряд ли найдётся другой инструмент, который бы с бóльшим основанием мог называться королевским. Фридрих Великий — наиболее одиозная, но далеко не единственная из августейших особ, отдавших свое сердце флейтовой игре. Есть основания полагать, что флейта-траверсо является и одним и первых европейских инструментов, вошедших в российский обиход.

Так, одно из нескольких сохранившихся до наших дней изображений старофранцузской флейты находиться на резной панели, исполненной по рисунку Пино для интерьера дубовой гостиной в Большом Дворце Петергофа. Якоб фон Штелин свидетельствует о распространении игры на флейте-траверсо в среде русских дворян екатерининской эпохи. К их числу принадлежал и Павел I, сумевший передать любовь к флейтовой игре своим наследникам. В петербургском музее Театрального и Музыкального Искусства хранятся флейты, изготовленные лучшими европейскими мастерами для будущих императоров Александра I и Николая I (там же хранятся свидетельства того, что будущий Александр III предпочёл медные духовые).

Музыкантам, занимающимся аутентичным исполнением музыки старого Петербурга, будет интересно узнать, что, согласно докладу Сарти, 8 октября 1796 года представившего Российской Академии Наук метод измерения звуковой частоты, «звукъ, коимъ настраиваются скрипки оркестра Ея Императорского Величества, даётъ 436 колебаний въ секунду…» Этот стандарт подтверждён тонометрическим изучением вышеупомянутых флейт Александра I.