Международный фестиваль Earlymusic

EARLYMUSIC представляет музыку барокко, ренессанса, средневековья и классицизма в ее аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России c европейскими истоками. Фестиваль возрождает придворную музыку XVIII века и музыку русской усадьбы, представляет музыкальные традиции народов России, связывает Европу с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

Earlymusic был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным. Фестиваль проходит ежегодно в сентябре в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.

Фестиваль EARLYMUSIC поддерживается Министерством Культуры России и Комитетом по культуре Санкт-Петербурга. Постоянными партнерами нашего фестиваля являются зарубежные консульства и культурные институты Санкт-Петербурга. 

Искренне благодарим спонсоров, партнеров и друзей за поддержку, сотрудничество и помощь!

Феликс Равдоникас

Пифагорейская система музыкальных тонов. Часть 2

Иллюстрация 12

Экспрериментальные исследования

Методы. Схема (Илл. 12) поясняет метод аускультационных исследований на потенцированной тетической проекции трёхмерного континуума. В левой части изображена та же тетическая проекция, что на илл. 6. На оси м сохранён логарифмический масштаб, однако на звуковысотной оси все Л заменены величинами И. В итоге тетические линии приобрели параболическую форму и симметрия, описываемая условием 2-4.2, перестала быть видимой. Взамен мы получаем возможность демонстрировать эту симметрию слуху.

 Ладки идут по тетическим линиям и струна 1, прижимаемая к ним, даст при игре гамму с каким-то характером. Переставив струну в положение 9, мы получим тетически обратный звукоряд, мелодическую противоположность первой гаммы. Меняя положение струны с 1 на 2, 3 и т.д., мы слушаем все промежуточные гаммы, т.е. исследуем распределение характеров в систематизированном контексте или сканируем континуум. Можно переставлять струну на большее или меньшее расстояние, нежели указанное на илл. 12. Величина такой перестановки (т. е. разность между величинами м звукорядов, непосредственно соседствующих в сопоставлении) называется шагом сканирования и в одном эксперименте остаётся постоянной. Удачно подобранная величина шага сканирования действует подобно наведению оптического прибора на резкость. Меняя модусы и сканируя континуумы по разным В, мы можем неограниченно пополнять наши данные о распределении характеров в любом объёме изменений структурных условий.

Большинство тетических линий (Илл. 12) пересекаются со струной под острыми углами и читатель может уверенно предсказать, что наши исследования окажутся весьма сомнительными по точности интонирования. Это обстоятельство вынуждает к модификации /8/ метода. Максимальная точность интонирования при струнном звукоизвлечении предполагает перпендикулярность ладка и струны. Возможность получения таких благоприятных условий предоставляет монохорд с передвижными ладками, позиции и число которых рассчитываются по длине струны в согласии с величиной В, индексом модуса и величинами м. Случаю, показанному на илл. 12, теперь будут соответствовать 9 разных способов расстановки ладков на монохорде.