Феликс Равдоникас
Динамис в древнегреческой теории
Самое очевидное свойство шкалы (= лестницы, т. е. некоего набора фиксированных частот, называемых ступенями) состоит в том, что каждая ступень каким-то известным образом расположена на звуковысотной оси. Это и есть положение или «тесис» ступеней — «известная ступень высоты» по Аристоксену (Гарм. II 36). Поскольку тесисы ступеней таковы, то можно принять или отвергнуть утверждение о том, что одна из них находится между какими-либо двумя другими. Итак, тесис выражает отношения принадлежности и порядка ступеней произвольной шкалы.
Однако тесис не позволяет судить о структурной целостности последней. К тому же шкала потенциально содержит разные синтаксисы. Так, шкала, вошедшая в обиход по названием «пифагоровой», развёртывается по «квинтам», тогда как в сопутствовавшей Пифагору музыкальной традиции использовалась диатоника, развёртываемая по «квартам». Это различие, имеющее важные последствия как для мелопеи, так и для орфографии, скрыто за тетическим тождеством шкал. Аристоксен (Гарм. II 36) сообщает: «Каждый интервал образуется при помощи звуков с разными значениями (динамис)», выражая этим термином разнообразие возможностей, заключённых в тетически тождественном состоянии.
Исследователи античной гармонии обычно отмечают обилие разных числовых определений, принятых в ней для одних и тех же ступеней. Спектр объяснений простирается от «примитивности античного слуха» до «спекулятивности античного мышления». Но все они тщетны, поскольку отнесены к интервалам — итогу исследовательского анализа, а не к шкале — сложному структурному целому. Ведь приводя 10 диатоник, Птолемей не даёт повода считать, что какая-то из них в большей мере диатоника, чем прочие. Шкала с её модусами связывает определённый комплекс музыкальных характеров и их контрастов. Если эта цель достигается разными путями, значит различение музыкальных характеров не выводится из свойств изолированно различаемых интервалов, но подлежит иной инстанции в иерархии способностей музыкального слуха. Разнообразие же интервальных величин показывает, что места ступеней имеют на звуковысотной оси известную протяжённость и, пока ступени остаются в пределах таких мест, характеры распознаются слухом как те же самые. Но раз так, то должно существовать нечто, устанавливающее такие пределы. Не это ли нечто подразумевает Аноним Мейбома (22), говоря о «динамисе звука в составе по его месту, благодаря которому мы распознаём каждый звук»?