«"/

Международный фестиваль Earlymusic

Мы ломаем стереотипы, открываем неведомое, формируем вкус!

 

 ÖЛИМЬЮЗИК изучает и представляет российской публике музыку, танец, театр, поэзию барокко и ренессанса в их аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России и Европы;

возрождает русскую придворную культуру XVII-XVIII вв. и мир русской усадьбы;

представляет музыкальные традиции народов России;

знакомит публику с персидской, японской, османской, китайской, корейской и другими культурами.

 

Исследовательские и образовательные программы Фестиваля, которые длятся в течение всего года, объединены под именем Old AXL Academia Earlymusic.

 

Фестиваль проходит ежегодно осенью в концертных залах и дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов. Отдельные концерты повторяются в Москве и других российских городах.

ÖЛИМЬЮЗИК был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Элизабет Уайт (директором Британского Совета с 1998 по 2001 гг.), Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным.

 

Искренне благодарим спонсоров, партнеров и друзей за поддержку, сотрудничество и помощь!

Феликс Равдоникас

Динамис в древнегреческой теории

Самое очевидное свойство шкалы (= лестницы, т. е. некоего набора фиксированных частот, называемых ступенями) состоит в том, что каждая ступень каким-то известным образом расположена на звуковысотной оси. Это и есть положение или «тесис» ступеней — «известная ступень высоты» по Аристоксену (Гарм. II 36). Поскольку тесисы ступеней таковы, то можно принять или отвергнуть утверждение о том, что одна из них находится между какими-либо двумя другими. Итак, тесис выражает отношения принадлежности и порядка ступеней произвольной шкалы.

Однако тесис не позволяет судить о структурной целостности последней. К тому же шкала потенциально содержит разные синтаксисы. Так, шкала, вошедшая в обиход по названием «пифагоровой», развёртывается по «квинтам», тогда как в сопутствовавшей Пифагору музыкальной традиции использовалась диатоника, развёртываемая по «квартам». Это различие, имеющее важные последствия как для мелопеи, так и для орфографии, скрыто за тетическим тождеством шкал. Аристоксен (Гарм. II 36) сообщает: «Каждый интервал образуется при помощи звуков с разными значениями (динамис)», выражая этим термином разнообразие возможностей, заключённых в тетически тождественном состоянии.

Исследователи античной гармонии обычно отмечают обилие разных числовых определений, принятых в ней для одних и тех же ступеней. Спектр объяснений простирается от «примитивности античного слуха» до «спекулятивности античного мышления». Но все они тщетны, поскольку отнесены к интервалам — итогу исследовательского анализа, а не к шкале — сложному структурному целому. Ведь приводя 10 диатоник, Птолемей не даёт повода считать, что какая-то из них в большей мере диатоника, чем прочие. Шкала с её модусами связывает определённый комплекс музыкальных характеров и их контрастов. Если эта цель достигается разными путями, значит различение музыкальных характеров не выводится из свойств изолированно различаемых интервалов, но подлежит иной инстанции в иерархии способностей музыкального слуха. Разнообразие же интервальных величин показывает, что места ступеней имеют на звуковысотной оси известную протяжённость и, пока ступени остаются в пределах таких мест, характеры распознаются слухом как те же самые. Но раз так, то должно существовать нечто, устанавливающее такие пределы. Не это ли нечто подразумевает Аноним Мейбома (22), говоря о «динамисе звука в составе по его месту, благодаря которому мы распознаём каждый звук»?