Феликс Равдоникас
О значениях звуковысотных символов
Феномен музыкального слуха, т. е. созерцающего сознания, предстоит феномену мелодии так, что если музыкальной теории суждено объяснить один из них, то тем самым будет объяснён и второй. Я не взялся бы предсказать дату получения этого амбивалентного результата, но не потому, что считаю его невозможным.
Прежде чем назвать причины столь умеренного оптимизма, я процитирую фрагмент одной эпистемологической дискуссии, происходившей в 1963 г.
«Многое свидетельствует о том, что более глубокое понимание процессов наблюдения и восприятия будет достигнуто в не слишком далёком будущем […] На пути к такому знанию мы не должны рассматривать порознь физические явления и явления, сопровождающие мышление, забывая при анализе одних явлений средства, использованные при анализе других. […] Необходимость в более сильной интеграции науки, по-видимому, лучше всего подтверждается тем, что основными понятиями интуиционистской математики служат физические объекты, что основным понятием в эпистемологической структуре физики является понятие наблюдения и что психология ещё не в состоянии дать нам понятия и идеализации, обладающие той степенью точности, которая требуется в математике и даже в физике. Таким образом, перекладывание ответственности с математики на физику, с физики на психологию не имеет конца».
Итак, психология — слабое звено. Слабость её состоит в отсутствии эффективных формализмов, временном, как полагает Вигнер, один из наиболее своеобразных мыслителей ХХ в. Тем не менее перекладывание ответственности продолжается. Возникает вопрос: заменимо ли слабое звено? Вот здесь-то и время вернуться к музыкальной теории и её результату, предвкушением которого начинается статья.