Феликс Равдоникас
О пифагорейской системе музыкальных тонов
Очерк. Посвящается А. Волохонскому
(Первоначальная версия публикации 1989-90 гг. Текст прочитан в качестве доклада на научной коференции НИО ЛГИТМиК в марте 1987 г. Первая попытка, открывшая путь к формулировке и генерализации уравнения пифагоровой системы.)
Прямым следствием длительности существования пифагорейской теории музыкальных тонов является её крайняя завуалированность. Адаптируясь в более поздних теориях, она оказывалась всё более опосредованной неадекватными терминами, либо привлекалась к объяснению фактов, не входивших в сферу интересов древнегреческой музыки, что также вызвало появление несистематической терминологии, а с ней и некоторой путаницы. Поэтому задача изложения пифагорейской теории ставит популяризатора в трудное положение. С одной стороны, источники, хотя и обильны, но либо не во всём полны, либо не во всём точны, главное же — пестры в терминологическом составе. Сведение воедино всего этого разноречия потребовало бы непомерного труда. С другой стороны, будучи логически стройной м орпирающейся на фундаментальные факты, эта теория может быть как бы развёрнута заново. В какой то мере жертвуя академическими обычаями, такой подход выигрывает в цельности видения существа теории, в возможности более чёткого осознания ограниченности её диатонического лексикона, в реституции логико-математической подоплёки музыкальной орфографии.
Вряд ли можно археологически точно реконструировать теорию, разработанную самим Пифагором. Из того немногого, что дошло до нас, едва ли существует хоть что-то, о чём можно полагать как о принадлежащем самому Пифагору, а не приписанном ему молвой. К тому же известны идентичные доктрины, разработка которых никак не связана с Пифагором. Наконец, пифагорейская теория в нынешнем своём состоянии весьма выходит за пределы того, что могло составлять сферу интересов Пифагора. Вот почему предлагаемый вниманию читателя очерк не претендует быть аутентичным изложением, хотя основывается на аутентичных принципах.