Со-Бытия
«Чайник с паяльником»
Автопортрет. Энкаустика. 51х33 см. 1984.
Аксель и Анри Волохонский во время празднования Пурима в Тверии, 1984 г.
В начале 80-х творческие люди, приезжавшие в Израиль, не селились в такой даже по местным меркам глухой провинции как Тверия. Обычно оседали в Иерусалиме или Тель-Авиве. Аксель приехал в Тверию именно благодаря тому, что здесь жил Анри Волохонский. Сохранилась телеграмма, посланная Анри Акселю с центрального почтового отделения города Тверия на Владимирский проспект, 5, где Аксель жил некоторое время после изгнания из его легендарной мансарды на Фонтанке, 127. В ней Анри просит сообщить ему дату приезда и номер рейса, дабы встретить Акселя по прибытии его в Израиль. Так Аксель оказался в Тверии, где и остался. Можно сказать, что нашей географической близости к Акселю мы всецело обязаны Анри.
Акселев автопортрет Анри прозвал «чайник с паяльником». Художник-энкауст со своим главным инструментом каутерием в руке одет в белую вышитую тунику, соответствующую моде древних времён, поверх современного красного свитера. Тунику эту сшила Акселю жена Анри, «древняя Инка» в качестве костюма к празднику Пурим, в который принято веселиться, напиваться до состояния когда не отличаешь «будь проклят Аман» от «благословен Мордехай», рядиться и участвовать в карнавальных шествиях. Как мы видим, Пурим продолжился, за исключением пьянства. Аксель утвеждал, что горячительное ему не нужно, т. к. он и так постоянно в соответствующем состоянии души. А тунику эту он надевал на открытия своих тогдашних выставок, а так же запечатлел себя в ней на автопортрете.
Паяльник-каутерий, старинная туника, красноватый загар. Этот цвет его кожи можно конечно отнести к реакции на жестокую тверианскую жару. Но всё-таки правильнее вспомнить, что красный на иврите «адом», земля — «адама», а человек — «адам». Господь создал первого человека по образу своему и подобию из этой красной глинистой земли, и вдохнул в него душу, что сделало его способным к творчеству. Вот и глядит на нас с этого портрета AXL-Художник, «Чайник с паяльником», Человек, Адам, Творец.
Анри Волохонский «О красках».
Свет и тьма, черное и белое.
Свет, отделенный от тьмы, есть ее блеск, а собранный воедино -
яркость. Яркость - качество огня, и потому она — первый цвет -
красный.
Красный рядом с черным и белым станет пламенным багря-
ным, белое станет бледно-желтым, а черное - темно-синим.
Помести эти три в свет, сделай их прозрачными - выйдет
три цвета стихий: бледно-желтый лунный для эфира, темно-си-
ний для воды, багряный для огня.
Луна в зените белая над черной тьмой воды.
Пусть начнет восходить багряное солнце, и пожелтеет
луна, а вода станет синей.
Так читай на небесах.
Расположи цвета стихий по кругу: треть эфиру, треть воде,
треть круга — огню.
Пусть они будут прозрачными.
Между лунным и темно-синим ляжет голубой — это цвет времени.
Между синим и багряным ляжет фиалковый — это цвет пространства.
Между багряным и лунным будет рыжий цвет меры.
Восходящая луна против фиалковой воды небесной — вот
пространство.
Солнце багряное, восходящее против голубой грани вод -
вот время.
Солнце рыжее в зените над синей влагой — вот мера.
Бледно-желтое означает протяженность, темно-синее -
течение, багряное — плодовитость.
Голубое — слиянность, рыжее — делимость, фиалковое — разрушение и смерть.
Да будут цвета твои прозрачными.
Соедини голубое с багряным, соедини рыжее с тёмно-синим, соедини лунное с фиалковым.
Получишь три оттенка зелёного.
Это цвет форм, цвет внешней красоты в центре круга.
Отдели твердью, сделанной из блеска пламени, воду небесную от воды поднебесной.
Опусти круг стихий в поднебесную воду.
Раздвинь ее, чтобы явилась суша.
Туда опусти круг.
И сделай цвета стихий непрозрачными.
Голубой, синей, фиалковой станет вода.
Желтой, рыжей, багряной станет суша.
Зеленый и тот красный, который называют коричневым
цветом коры, получишь от этих.
Это цвета влажных трав, выходящих из глины, цвета листвы
и ствола, цвета плоти и крови, всякой почвы и формы.
Это запечатлено и в металлах, ибо медь зеленая снаружи,
внутри красна.
Серебро — символ бледного желтого, ртуть - темного сине-
го, золото - багряного.
Олово - голубое, железо - рыжее, свинец
черный.
Луна от серебра — символ протяженности.
Меркурий от ртути символ течения.
Солнце от золота — символ плодовитости.
Марс железный знак делимости и меры.
Венера с оловом — знак слиянности и времени.
Сатурн из свинца значит смерть.
Зеленый медный Юпитер изображает красоту форм.
Воистину великолепно всё устроенное внизу и вверху.
Помни, что человек создан из красной земли, чтобы сла-
вить Творца в саду всякой зелени.
Хочешь славить духом — славь черным и белым: буквой и
словом и блеском.
Хочешь славить через стихии - славь синим, желтым и баг-
ряным, но тогда сообщи им блеск через металлы.
А рыжим, голубым и фиалковым — не славь, ибо это цвета
не истинных сущностей, но возникшие при смешении.
Хочешь изобразить нечто в пространстве ищи красное и
зеленое между бледным и фиалковым, но последних не бери.
Хочешь изобразить нечто во времени ищи то же, но меж-
ду голубым и багряным, только не бери этих.
Хочешь изобразить в мере — смотри между рыжим и си-
ним, только никогда не бери крайних — выйдет ложь.
Не клади также красного и никакого другого цвета рядом с
черным и белым.
Живое — в глине и в зелени.
Человек из глины —мир из зелени.
Не сообщай блеска, когда не пишешь святого, и не клади
серебра, если изображаешь формы.
Помни: формы живого - в глине и в зелени, а камни и ме-
таллы оставь.
Не изображай звездного неба и текущей воды иначе как
символом — выйдет ложь.
Всегда славь Творца — духом ли, стихиями или изображе-
нием форм.